П О Л И Т И К А[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]ПРАВИТЕЛЬСТВО

Система федеральных органов
исполнительной власти РФ

Понятия "система" и "структура федеральных органов исполнительной власти" ожидают своего истолкования Конституционным Судом. От этого зависит, будет ли список министерств и ведомств установлен федеральным законом или сохранится свобода рук Президента в этом вопросе.
По Конституции установление системы федеральных органов исполнительной власти находится в ведении Российской Федерации (ст.71), т.е. относится к числу вопросов, по которым принимаются федеральные законы (ст.76). О структуре федеральных органов исполнительной власти в Конституции (ст.112) говорится: "Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти."
Запрос Думы в Конституционный Суд внесен постановлением 1360-II ГД от 23 апреля 1997 (текст запроса опубликован в Ведомостях ФС, N14-1997, ст.668). Дума полагает, что список ведомств входит в понятие "системы", а термин "структура" относится к внутренней организации ведомств. Дополнительный аргумент Думы - необходимость законодательного распределения бюджетных средств между федеральными органами исполнительной власти.
Термины "система" и "структура" впервые появились в указах Президента от 30 сентября 1992 года. Указ о системе содержал список категорий федеральных органов исполнительной власти - Министерства, Госкомитеты, Комитеты, Федеральные службы, Российские агентства, Федеральные инспекции и определял, чем они отличаются друг от друга по функциям и внутреннему устройству.
Президент неоднократно вносил изменения в эти указы, а при формировании второго Правительства Черномырдина издал новые указы на эту тему. Несколько раз Президент сокращал число категорий ведомств, но довольно часто давал задний ход, т.к. это решение входило в противоречие с законодательством или с какими-то другими соображениями. В 1994 году предполагалось преобразовать все госкомитеты в комитеты, затем было принято противоположное решение. Указом 1176 от 14 августа 1996 число категорий был сокращено до 5 (министерство, госкомитет, федеральная служба, российское агентство, федеральный надзор), но поправками от 6 сентября к ним были добавлены федеральные комиссии и Управление делами Президента.
В Послании Президента Федеральному Собранию от 17 февраля 1998 снова выдвигается идея упразднения госкомитетов и сведения федеральных органов исполнительной власти к трем видам: министерство, федеральная служба (управление), федеральный надзор. Вероятно, авторы послания снова, как и в августе 1996 года, забыли о законах, предусматривающих существование федеральных комиссий - ФЭК и ФКЦБ.

Правительство России и федеральные органы исполнительной власти. - Структурный справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1995. Электронная версия, 1997-1998

© Г.В.Белонучкин, 1997 (diogen@glasnet.ru)