П О Л И Т И К А[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]ПРАВИТЕЛЬСТВО

Федеральная служба охраны Российской Федерации
(ФСО России)

Адрес: Москва, Кремль

руководитель Федеральной службы охраны РФ
КРАПИВИН Юрий Васильевич
Тел.910-11-30, 910-35-35
первый заместитель руководителя
НИКИТИН Валерий Андреевич - 224-20-97,206-15-47
заместители
ПРОЦЕНКО Анатолий Александрович - 910-08-74,910-37-90
СОБКИН Владимир Николаевич - 910-09-08
СОКОЛОВ Владимир Юрьевич - 224-59-69,910-31-54
заместитель руководителя - комендант Московского Кремля
СТРЫГИН Сергей Васильевич - 910-07-34,910-12-90
заместитель руководителя - начальник управления президентской связи
КОРНЕВ Юрий Павлович - 224-21-16,910-09-50,206-36-60

История ФСО восходит к 9-му управлению или Службе охраны КГБ СССР. Последним начальником Службы охраны КГБ СССР доавгустовского периода был генерал Ю.С.Плеханов (освобожден от должности 22 августа 1991 года за соучастие в попытке изоляции Президента СССР). В августе - декабре 1991 структуры КГБ СССР находились в процессе непрерывной реорганизации, завершившейся их переподчинением Президенту России Ельцину. В отличие от органов безопасности, внешней разведки и пограничной службы, превращенных на первых порах в межреспубликанские, органы правительственной связи и государственной охраны были переведены в аппарат Президента СССР и акты об их реорганизации почти не публиковались. В декабре 1991 года в одном из указов фигурирует также Управление охраны при Аппарате Президента СССР, которому подчинен Отдельный кремлевский полк (ныне - Президентский полк ФСО России).
Охраной Верховного Совета РСФСР, Правительства РСФСР и подчиненных им органов в Белом Доме с 1955 года занималось подразделение, состоящее из сотрудников МВД, зачисленных в штат Верховного Совета РСФСР. К 1990 году оно именовалось Службой безопасности и охраны правительственных объектов РСФСР. После избрания в 1990 году Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцина в структуре управления был создан Отдел безопасности Председателя Верховного Совета во главе с А.В.Коржаковым.
В октябре 1991 года Служба безопасности и охраны совместным расоряжением Председателя ВС и Правительства по согласованию с Администрацией Президента была переименована в Управление охраны высших органов государственной власти и управления РСФСР, Президент в соответствии с Законом о вступлении в должность Президента РСФСР завел собственную Службу безопасности, которую возглавил Коржаков.
10 декабря 1991 года, напослезавтра после подписания Беловежских соглашений, "Независимая газета" сообщила, что в должность коменданта Кремля вместо Геннадия Башкина, назначенного на эту должность Президентом СССР Горбачевым, вступил М.И.Барсуков, которого назначил Президент России Ельцин.
В декабре 1991 или январе 1992 года ГУО было создано, но в "Ведомостях Верховного Совета" об этом не сообщалось.
Первый официально опубликованный акт, содержащий упоминание о Главном управлении охраны - Временное положение о Министерстве безопасности РФ от 24 января 1992 года, установившее, что МБ осуществляет координацию и взаимодействие с СВР, Комитетом по охране государственной границы РФ, ФАПСИ при Президенте РФ, Главным управлением охраны РФ.
10 февраля 1992 Президиум Верховного Совета рассматривал проект постановления ВС о распространении отдельных положений закона РСФСР "О милиции" на сотрудников Главного управления охраны РФ и Отдела безопасности Председателя Верховного Совета РФ. В распоряжении Первого заместителя Председателя ВС от 10 марта 1992 о создании рабочей группы ГУО несколько раз названо Главным управлением охраны Президента Российской Федерации.
Законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в РФ" от 13 марта 1992 утвержден закрытый перечень органов, которые вправе осуществлять такую деятельность: органы внутренних дел; Министерства безопасности; пограничной охраны; СВР; оперативные подразделения ГУО РФ.
Первыми опубликованными указами по кадровым вопросам ГУО были указы от 12 июня 1992 N 617 и 618. Одним из них заместитель начальника ГУО - комендант Кремля М.И.Барсуков был назначен начальником ГУО, оставшись комендантом Кремля. Другим указом заместителем начальника ГУО был назначен Валерий Юрьевич КУЗЬМИН.
В июле 1992 года, сообщая о назначении начальником ГУО М.И.Барсукова, "Московские новости" назвали фамилию его предшественника - генерал-майора Владимира Редкобородого, который ушел в отставку по возрасту в 55 лет.
14 августа 1992 постановлением Правительства за подписью Б.Н.Ельцина "Вопросы частной детективной и охранной деятельности" утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране. В него вошли здания высших и местных органов государственной власти; суды; органы прокуратуры; диппредставительства и консульства; учреждения Центробанка; денежные кассы государственных предприятий, учреждений и организаций; государственные обхекты по производству и хранению оружия, боеприпасов, ядов и токсических веществ, драгметаллов и драгкамней; музеи, библиотеки, архивы, телерадиокомпании, годротехнические и транспортные сооружения и спецобъекты.
В октябре 1992 года в ответ на обвинения пропрезидентской прессы в адрес Р.И.Хасбулатова в создании собственных "вооруженных формирований" "Российская газета" напечатала несколько материалов о структуре охранных служб и их взаимоотношениях. Сообщалось, что Управление охраны объектов высших органов государственной власти и управления РФ находится в двойном подчинении - МВД и МБ, руководитель его - И.Я.Бойко, а численность на конец 1992 года - около 220 чел. Отдел безопасности Председателя ВС был сокращен Р.И.Хасбулатовым вдвое до 17 человек, и его возглавил А.Н.Соколов. Про ГУО говорилось, что создано оно на основе 9-го управления КГБ и что в феврале 1992 ГУО вместо милиции приступило к охране зданий Правительства и Администрации Президента на Старой площади, а с 17 сентября - к охране Конституционного Суда. Взаимоотношения между ГУО и Службой безопасности Президента в статьях не затрагивались. В публикациях упоминался первый заместитель начальника ГУО Б.Ратников.
В конце октября 1992 президент Ельцин издал указ о расформировании Управления охраны объектов высших органов власти и управления РСФСР как "незаконного вооруженного формирования" и поручил ГУО взять под охрану здания и объекты Верховного Совета, а Министерству внутренних дел - другие объекты, находящиеся под охраной этого Управления, для чего численность МВД была увеличена на 500 человек. Распоряжение не было выполнено. 3 ноября Президиум ВС РСФСР подтвердил своим постановлением полномочия Управления на период до принятия закона оп данному вопросу.
24 ноября Верховный Совет рассмотрел и принял в первом чтении закон "О Федеральной службе государственной охраны". Предполагалось создание единой службы для охраны всех ветвей власти, генеральный директор которой будет назначаться Президентом по согласованию с Верховным Советом и Конституционным Судом. Служба должна была охранять Президента пожизненно, а вице-президента, Председателей Верховного Совета, Совета Министров и Конституционного Суда - в течение срока их полномочий и два года после их истечения. В этом виде закон так и не был окончательно принят. Во время обострения отношений Президента с парламентом 10 декабря 1992 года Съезд народных депутатов принял постановление с поручением Верховному Совету предусмотреть в этом проекте "создание трех независимых самостоятельных структур государственной охраны (законодательной, исполнительной, судебной)". Другим постановлением Съезд возложил охрану зданий ВС и его объектов вредь до принятия закона на Управление охраны Верховного Совета, входящее в структуру МВД РФ и подчиненное непосредственно Верховному Совету.
Законом РФ "О государственной охране высших органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц" от 28 апреля 1993 было предусмотрено, что федеральные органы государственной охраны высших органов исполнительной власти формируются Президентом, а исполнительной и судебной - Верховным Советом. Эту роль выполняли соответственно ГУО, Департамент охраны Верховного Совета и Управление охраны высших органов судебной власти (создано Верховным Советом при Министерстве безопасности 25 июня 1993).
4 июня 1993 ГУО по распоряжению Президента прекратило охрану Конституционного Суда. Принятое 25 июня 1993 Верховным Советом решение о создании Управления охраны высших органов судебной власти при Министерстве безопасности этим министерством исполнено не было. Принятый 12 августа 1993 закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О федеральных органах государственной безопасности", предписывающий Министерству безопасности охранять высшие органы судебной власти, не изменил ситуацию. В этих условиях Верховный Совет постановлением N 5719-I от 10 сентября 1993 года создал Службу охраны Конституционного Суда Российской Федерации, действующую на основании неисполненного Министерством безопасности Положения об Управлении охраны высших органов судебной власти и поручил Департаменту охраны Верховного Совета материальное и организационное обеспечение этой службы.
После разгона Верховного Совета президент передал Департамент охраны Верховного Совета в структуру МВД и вскоре его упразднил. 7 октября 1993 указом о приостановлении деятельности Конституционного Суда Ельцин образовал Департамент охраны высших органов судебной власти, подчиненный Министерству безопасности, но вскоре упразднил и его и возложил функции охраны всех ветвей власти на ГУО РФ.
Главное управление охраны впервые было изображено на схеме федеральных органов исполнительной власти 10 января 1994 (в предыдущей схеме, утвержденной 30 сентября 1992 его не было, в структуре Администрации Президента оно тоже не числилось).
19 июня 1996 года в соответствии с новым законом ГУО переименовано в Федеральную службу охраны (ФСО России).
2 июля 1996, за день до второго тура президентских выборов, в состав ФСО включена Служба безопасности Президента РФ.
Положение о ФСО РФ утверждено указом Президента N1136 от 2 августа 1996.
24 апреля 1997 заместитель председателя ФСО В.Н.Собкин представлял Думе от имени Президента проект поправок к законам "О государственной охране" и "Об оперативно-розыскной деятельности", которыми из этих законов, в частности, устранялось упоминание о Службе охраны Президента как самостоятельном органе и вообще изымались конкретные наименования федеральных органов исполнительной власти с целью предоставить Президенту большую свободу рук в их реорганизации. Отвечая на вопросы, Собкин не комментировал утверждение одного из депутатов о том, что численность ФСО составляет около 2000 человек и сказал, что охраняемых лиц на тот момент было 27, а две трети личного состава задействованы на охране не лиц, а объектов - Кремля, зданий парламента, правительства и ряда загородных объектов. ФСО получает финансирование в объеме 40% от предусмотренного бюджетом. После длительного обсуждения решено принять проект, но при втором чтении серьезно его переработать.

начальник ГУО
БАРСУКОВ Михаил Иванович. Назначен 12 июня 1992 (до этого - заместитель начальника ГУО, комендант Кремля). Освобожден от должности 24 июля 1995 в связи с назначением его директором ФСБ.
КРАПИВИН Юрий Васильевич. Назначен 29 июля 1995
руководитель ФСО
КРАПИВИН Юрий Васильевич. Назначен 19 июня 1996.

Правительство России и федеральные органы исполнительной власти. - Структурный справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1995. Электронная версия, 1997-1998

© Г.В.Белонучкин, 1997 (diogen@glasnet.ru)