ПОЛИТИКА [ AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT ] ПОВРЕМЕНКА
Нет повременной оплате телефона!

Антиповременочные законопроекты

Обновление - 11.III.2001

( Проекты: Глазьева | Калужский | Омский | Шелища | Шишлова | Правительства )

На этой странице приведены тексты 5 так называемых "антиповременочных" законопроектов. На самом деле только 4 из них устанавливают права абонента при введении повременной оплаты телефона. Ни один проект не запрещает вводить "повременку", но одни из них требуют для этого согласия абонента, другие - установку счетчиков на дому, третьи - обязательного наличия конкуренции операторов связи на местном рынке. Калужский законопроект ничего не говорит собственно о повременке, но переводит регулирование услуг связи из федерального ведения в региональное. Кроме того приводится отозванный в 2000 году проект Правительства, который устанавливает правила введения повременной оплаты, ничем не отличающиеся от ныне действующих.
Все 5 проектов считаются альтернативными и будут рассмотрены Государственной Думой одновременно. Проекты регулярно включаются Думой в планы работы на полугодие и столь же регулярно не включаются профильным Комитетом Думы - по энергетике, транспорту и связи - в планы на следующий месяц.
Подробнее обо всем этом см. на странице "Повременка".

1. ПРОЕКТ ГЛАЗЬЕВА - ШЕИНА

Внесен депутатом С.Ю.Глазьевым (КПРФ) 9.03.2000.
Зарегистрирован в секретариате Председателя ГД 10.03.2000.
Рассмотрен Советом Думы 16.03.2000.
В феврале 2001 к проекту в качестве соавтора присоединился депутат О.В.Шеин (Регионы России).


Вносится депутатами
Государственной Думы
С.Ю.Глазьевым, О.В.Шеиным

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении дополнений в Федеральный закон "О связи"

Статья 1. Дополнить Федеральный закон "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N8, ст.600) статьей 21.1 в следующей редакции:
"Статья 21.1. Особенности установления тарифов на услуги местной телефонной связи"
Соединения местной телефонной связи оплачиваются с применением абонентской или повременной систем оплаты.
Выбор системы оплаты осуществляется абонентом.
Тарифы на основные услуги местной телефонной связи устанавливаются операторами связи в соответствии с законодательством Российской Федерации и регулируются в порядке, установленном уполномоченными на то федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации

В.В.Путин


Пояснительная записка
к проекту Федерального закона Российской Федерации
"О внесении дополнений в Федеральный закон "О связи"

Данный Федеральный закон направлен на защиту прав граждан на доступ к информационным технологиям и прежде всего к сети Интернет.
Сегодня информационные технологии стали основным фактором развития производства и прогресса общества. Страны, осознавшие эту реальность, сегодня пользуются всеми преимуществами, предоставляемыми информационными технологиями. Россия катастрофически отстает по развитию и доступности информационных технологий, и, прежде всего, Интернет от остального мира. Сегодня российские Интернет-пользователи составляют около 1% от населения страны, тогда как, даже в таких "периферийных" европейских странах, как Исландия и Ирландия, соответственно, около 25% и 17%.
Объявленное введение системы исключительно повременной оплаты за местные телефонные звонки сделает ситуацию необратимой. Такая мера в первую очередь ударит по пользователям Интернет. Причем преимущественно по самым молодым пользователям - школьникам, студентам. Новое поколение окажется отрезанным от мировой информационной инфраструктуры, практически потерянным для России, и как следствие, наши перспективы в XXI веке станут весьма незавидными.
Сегодня активный пользователь Интернет в месяц платит за доступ к Сети около 30 долларов США, работая, примерно, по 2 часа в день. Повременная оплата добавит к этой сумме как минимум 30%. Это при учете того, что цена минуты будет не больше объявленных "Связинвестом" 13 копеек, что тоже вызывает серьезные сомнения. Учитывая, что наиболее активные и массовые пользователи Интернет, те самые школьники и студенты, люди не богатые, такое увеличение цены заставит многих абонентов прекратить свое общение с Сетью.
Причем ситуация до широкого внедрения альтернативных телефонному способов доступа к Интернет, будет постоянно ухудшаться. В то время как конкуренция на рынке предоставления услуг доступа к Интернет и мобильной связи ежеквартально снижает цены, наличие монопольного посредника - "Связинвест" - между пользователем и поставщиком услуг доступа к Интернет, будет способствовать постоянному росту цен и в недалекой перспективе отключению населения от современных информационных технологий.
Одним из основных аргументов введения повременной оплаты является необходимость перехода на самоокупаемость. Однако законодательство Российской Федерации не требует, чтобы переход на самоокупаемость происходил именно путем ведения повременной оплаты. Вместе с тем услуги телефонной связи в настоящее время отличаются сравнительно высокой рентабельностью, а повышение тарифов на эти услуги за годы реформы существенно превышает средний рост цен. В любом случае вопрос регулирования тарифов на услуги телефонной связи должен решаться соответствующими органами регулирования деятельности естественных монополий, исходя из общественных, а не частных интересов.
О социально-экономических последствиях выбора той или иной технологии оплаты услуг телефонной связи свидетельствует мировой опыт.
Так, в стране - безусловном лидере в сфере информационных технологий - США повременная оплата местных телефонных звонков практически не применяется. А в Европе, с преобладающей повременной системой оплаты, развитие Интернет сильно замедлено. В Латвии повременная оплата практически парализовала всякое развитие Интернет-технологий. Разный подход к доступности информационных технологий во многом определяет и разницу в темпах экономического роста в США и европейских странах.
Принятие данного закона предоставит гражданам право выбирать способ оплаты за телефон. Тот, кто пользуется телефоном редко и хочет платить меньше, возможно предпочтет повременную оплату. Пользователи Интернет выберут вполне для них посильную абонентскую плату, пусть даже немного превышающую уровень самоокупаемости, что даст возможность занимать телефонную линию столько, сколько необходимо.
Данный закон позволит, с одной стороны, перейти на самоокупаемость в сфере услуг предоставления телефонной связи, не отрезая при этом наиболее дееспособную часть населения от сети Интернет и современных информационных технологий, с другой стороны явится социально справедливым методом распределения финансовой нагрузки на население.


2. КАЛУЖСКИЙ ПРОЕКТ

Внесен Законодательным Собранием Калужской области 23.12.1998.
Зарегистрирован в секретариате Председателя ГД 24.12.1998.
Рассмотрен Советом Думы 19.01.1999.


Вносится Законодательным Собранием
Калужской области

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи"

Статья 1.
Внести в Федеральный закон "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, стр.600) следующие изменения и дополнения.
1. Дополнить абзац 1 статьи 7 новым предложением следующего содержания: "Фрагмент сети общего пользования, размещенный на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с демонополизацией сети общего пользования, находится под юрисдикцией субъекта Российской Федерации в пределах его полномочий".
2. Абзац 2 статьи 21 заменить новым абзацем 2 в следующей редакции:
"Государственному регулированию подлежат тарифы на услуги связи, оказываемые большинству пользователей и определяющие основные экономические показатели операторов связи, занимающих монопольное положение на территории Российской Федерации. Тарифы на услуги связи, оказываемые операторами связи только на территории субъектов Российской Федерации, регулируются правительствами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
3. Внести новую статью 27-1 в следующей редакции:
"Статья 27-1. Порядок оказания услуг оператором связи.
Правила оказания услуг связи на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются едиными для физических и юридических лиц, пользователей услугами связи. Правила должны отражать общие технологические нормы оказания услуг по видам связи и не затрагивать нормы гражданских взаимоотношений пользователей с операторами связи".
Операторы связи оказывают пользователям услуги на основании двусторонних договоров по видам обязательств - срочной или бессрочной аренды средств связи и оказания кратковременных или разовых возмездных услуг.
Порядок и условия оказания услуг операторами связи сети общего пользования на территориях субъектов Российской Федерации устанавливаются правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий."
4. Абзац 4 статьи 37 заменить новым абзацем в следующей редакции:
"При нарушении пользователем правил эксплуатации оконечного оборудования и использовании на сети несертифицированного оконечного оборудования, а также повреждений средств связи по его вине оператор связи имеет право приостановить доступ пользователю к сети электросвязи до устранения недостатков с возмещением пользователем реального ущерба, понесенного оператором связи из-за повреждений или простоя средств связи сети".
5. Дополнить статью 37 новыми абзацами 5, 6, 7 следующего содержания:
"В случае невыполнения пользователем в течение 3-х месяцев своих обязательств по договору с оператором связи и обязанностей по правилам оказания услуг связи договор с ним об оказании услуг может быть расторгнут оператором связи в судебном порядке после предварительного рассмотрения в претензионном порядке.
Оператор связи несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за последствия отключения или нарушения связи без должных оснований, в том числе с целью неосновательного обогащения или неосновательного понуждения пользователя к оплате задолженности за услуги или выполнения иных его требований.
Взаимные обязательства оператора связи и пользователя прекращаются невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает".
6. Абзацы 5 и 6 статьи 37 считать соответственно абзацами 8 и 9.
7. В соответствии с терминологией, принятой в Гражданском кодексе Российской Федерации, в тексте статей термин "предоставление услуги" заменить термином "оказание услуги".
Статья 2.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 3.
Поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации

Б.Н.Ельцин


Пояснительная записка
к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи"

Действующий Федеральный закон "О связи" (далее - ФЗ "О связи) установил основы деятельности в области связи, в том числе взаимоотношения между субъектами права, занятыми этой деятельностью на территории Российской Федерации.
В настоящее время, в связи с ликвидацией единого субъекта права, проведена демонополизация сети общего пользования Российской Федерации по принципу деления ее в соответствии с выделением в составе Российской Федерации субъектов Российской Федерации, на региональные фрагменты сети общего пользования. Это нашло отражение в уставах субъектов Российской Федерации, в которых вопросы связи на территориях субъектов Российской Федерации отнесены к их исключительному праву.
Внесение изменений и дополнений в действующий Закон вызвано необходимостью приведения его норм и положений в соответствие со сложившимися реалиями и в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, частью 2.
Предлагаемые дополнения в статью 7 Закона отображают реальное существование региональных фрагментов сети общего пользования.
Новая редакция абзаца 2 статьи 21 Закона позволяет расширить номенклатуру услуг связи, тарифы на которые должны регулироваться на уровне субъектов Российской Федерации в соответствии с п.6 "Основных положений государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической связи на федеральном и региональном уровнях" (постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 года N 265).
Введение новой статьи 27-1 в Закон необходимо ввиду многочисленных фактов нарушений прав пользователей со стороны региональных операторов связи в их договорных отношениях с пользователями.
Субъекты Российской Федерации, под юрисдикцией которых находятся региональные фрагменты сети общего пользования, размещенные на их территориях, должны иметь соответствующие права для регулирования взаимоотношений между пользователями и операторами связи на диспозитивной основе в соответствии с настоящим Законом и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 37 Закона не содержит норм ответственности операторов связи за незаконные действия по отключению связи и механизма расторжения договора в одностороннем порядке. Она не учитывает также особенность сетей связи - отключение пользователя от сети связи не сопровождается изменением затрат оператора связи, а используется им лишь как мера понуждения пользователя к оплате задолженности. Неоднозначность формулировки статьи 37 позволяет операторам связи оправдывать начисления платы при неоказании услуги (отключение от местной сети) и при одностороннем отключении связи без предварительного рассмотрения в претенциозном порядке.
Внесение изменений и дополнений в Закон позволит усилить роль субъектов Российской Федерации в регулировании деятельности естественных монополистов сети общего пользования на территории, находящейся под юрисдикцией субъекта Федерации.


Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи"

Введение в действие настоящего закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального и регионального бюджетов.


Перечень
актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
в связи с принятием Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи"

Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи" потребует внесения частичных изменений в:
- Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 года N 1235;
- основные Положения введения взаимозачетов между операторами сетей электросвязи, образующих сеть электросвязи общего пользования, за предоставляемые сетевые ресурсы и участие в передаче нагрузки этих сетей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 1997 года N 1331;
- Правила присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи общего пользования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1996 года N 1254.


3. ОМСКИЙ ПРОЕКТ

Внесен Законодательным Собранием Омской области 10.03.1998.
Зарегистрирован в Управлении документацинного обеспечения 11.03.1998.
Возвращен субъекту законодательной инициативы.
Вновь внесен 20.03.1998.
Зарегистрирован в секретариате Председателя ГД 20.03.1998.
Рассмотрен Советом Думы 25.06.1998.


Вносится Законодательным Собранием
Омской области

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении дополнения в Федеральный закон "О связи"

Статья 1. Дополнить Федеральный закон "О связи" (Собрание законодательства РФ, 1995 г., N8, ст.600) статьей 21.1 в следующей редакции:
"Статья 21.1. Особенности установления тарифов на услуги местной телефонной связи.
Соединения местной телефонной связи оплачиваются с применением абонентской или повременной систем оплаты.
Выбор системы оплаты осуществляется абонентом.
Применение повременной системы оплаты допускается при обязательном предварительном обеспечении абонента прибором учета времени использования сети телефонной связи.
Тарифы на основные услуги местной телефонной связи устанавливаются операторами связи в соответствии с законодательством Российской Федерации и регулируются в порядке, установленном уполномоченными на то федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

Б.Ельцин


Пояснительная записка

Необходимость принятия проекта федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О связи" вызвана тем, что во многих городах России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 N 1235 "Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи" (пролоббированного связистами) фактически начался принудительный односторонний перевод оплаты за соединение местной телефонной связи с абонентской системы на повременную систему. Согласия абонента на это не требуется, все решается "операторами связи самостоятельно в соответствии с технической возможностью сетей и средств связи" (п. 82 "Правил оказания услуг телефонной связи"). В результате этого перевода плата за услуги телефонной связи возрастает в 1,5-2 раза, причем абонент не имеет технической возможности контролировать время состоявшегося телефонного соединения, он полностью зависит от монополиста - предприятия телефонной сети. В первую очередь, от подобного перевода пострадают инвалиды и пенсионеры, и так ограниченные в общении, что приведет к обострению социальной напряженности в обществе.
Предлагаемые дополнения полностью соответствуют статье 1 Гражданского кодекса РФ, где закреплены такие основные начала гражданского законодательства, как равенство участников гражданских правоотношений, свобода договора, в то время как ныне действующие "Правила оказания услуг телефонной связи" (в части одностороннего определения системы оплаты) не соответствуют указанным принципам.
В силу особой социальной значимости обеспечения интересов граждан, пользующихся услугами местной телефонной связи, особенности установления тарифов за услуги данной связи должны быть урегулированы именно федеральным законом.
В случае принятия данного законопроекта абонент будет защищен от произвола далеко не бедных предприятий связи.


3. ПРОЕКТ ШЕЛИЩА

Внесен депутатом П.Б.Шелищем (Яблоко) 15.06.2000.
Зарегистрирован в секретариате Председателя ГД 16.06.2000.
Рассмотрен Советом Думы 4.07.2000.


Вносится депутатом
Государственной Думы
П.Б.Шелищем

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении дополнений в статью 21 Федерального закона "О связи"

Статья 1. Дополнить статью 21 Федерального закона "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст.600) частями четвертой - восьмой в следующей редакции:
"Подключение к местной телефонной сети с выделением абонентского номера по желанию абонента оплачивается единовременно или в кредит с рассрочкой платежа на срок не более одного года.
В случае прекращении у абонента права пользования жилым помещением, в котором осуществлено его подключение к местной телефонной сети, договор с ним расторгается оператором местной телефонной связи, который обязан по требованию иного лица, приобретшего право пользования этим жилым помещением, в течение 30 дней заключить договор с этим лицом. При этом плата, взимаемая оператором местной телефонной сети за переоформление договора на иное лицо, не должна превышать один минимальный размер оплаты труда, установленный действующим законодательством.
Соединения местной телефонной связи могут предоставляться за ежемесячную абонентскую плату, размер которой не зависит от продолжительности и времени предоставления соединений, либо за повременную плату, зависящую от продолжительности и времени предоставления соединений.
Введение оператором местной телефонной связи повременной оплаты соединений допускается при наличии конкуренции на соответствующем рынке услуг местной телефонной связи и обеспечении технических условий защиты абонентов от несанкционированного использования их абонентского номера.
Тарифы на подключение к местной телефонной сети и на соединения местной телефонной связи устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации."
Статья 2. Настоящий Федеральный-закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Пояснительная записка
к проекту Федерального закона
"О внесении дополнений в статью 21 Федерального закона "О связи"

Данный законопроект направлен на защиту интересов потребителей услуг местной телефонной связи. Тем из них, кто еще ожидает своей очереди на установку телефона, угрожает быстрое и резкое повышение платы за подключение к местной телефонной сети телефонными компаниями, которые стремятся таким способом сокращать срок окупаемости своих затрат на создание новых мощностей. Проект предусматривает для этой категории граждан право оплаты подключения к местной телефонной сети в рассрочку (сроком до года).
Весма значительная и быстро растущая плата взимается также телефонными компаниями за переоформление договора в случае смены абонента в результате обмена или приобретения права пользования телефонизированным жилым помещением по иным законным основаниям. Размер такой платы проект предлагает ограничить суммой 1 МРОТ.
Интересам большой части абонентов угрожает сегодня планируемое Министерством связи повсеместное введение системы повременной оплаты соединений местной телефонной связи. Оно неизбежно сильно затронет такие группы населения как одинокие пожилые люди, больные, инвалиды, семьи с детьми, пользователи Интернета, для которых длительное общение по телефону жизненно необходимо либо является важным элементом привычного образа жизни. Необходимость резкого ограничения своих потребностей в телефонной связи, а то и полное лишение доступа к ней из-за неспособности погасить образовавшуюся задолженность будет иметь драматические, а то и трагические последствия для многих семей и одиноких людей. При этом ожидаемое сокращение нагрузки на местную телефонную сеть никак не повлияет ни на издержки и все связанные с издержками экономические показатели деятельности оператора местной телефонной сети, сколь-нибудь значительно - на качество его услуг.
Поэтому в проекте с учетом зарубежного опыта предлагается разрешить оператору местной телефонной связи введение повременной оплаты лишь тогда, когда на рынке местной электрической телефонной связи создана конкурентная среда. Только в условиях развитой конкуренции операторы телефонной связи для привлечения потребителей будут заинтересованы в снижении издержек, повышении качества услуг, предоставлении потребителю наиболее выгодных для него условий договора. Данная норма будет способствовать созданию конкурентной среды на рынке услуг местной телефонной связи.
Принятие данного проекта не потребует дополнительных бюджетных расходов, а также внесения изменений в иные законодательные акты.


3. ПРОЕКТ ШИШЛОВА - НЕСТЕРОВА

Внесен депутатом Государственной Думы А.В.Шишловым (Яблоко) и депутатом Государственной Думы второго созыва Ю.М.Нестеровым (Яблоко) 18.03.1998.
Зарегистрирован в секретариате Председателя ГД 19.03.1998.
Рассмотрен Советом Думы 21.05.1998.
Авторы законопроекта несколько раз меняли его редакцию, все варианты можно посмотреть по адресу: http://www.yabloko.spb.ru/News/act_tema/telefon.htm.


Вносится депутатом
Государственной Думы
А.В.Шишловым
и депутатом Государственной Думы
второго созыва
Ю.М.Нестеровым

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об общих принципах регулирования тарифов на услуги местной телефонной связи
и оплаты местных телефонных переговоров

Статья 1.
Настоящий закон устанавливает общие принципы регулирования тарифов и услуг местной телефонной связи и иного регулирования деятельности операторов связи, признанных субъектами естественных монополий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 2.
Абоненты операторов связи в Российской Федерации оплачивают местные телефонные переговоры с применением одной из двух систем оплаты - абонентской либо повременной.
При абонентской системе оплаты абонент обеспечивается услугами связи, заключающимися в предоставлении местных телефонных соединений (далее - услуги местной телефонной связи), за ежемесячную абонентскую плату, размер которой не зависит от количества и продолжительности соединений.
При повременной системе оплаты абонент обеспечивается услугами местной телефонной связи за плату, размер которой определяется количеством и продолжительностью соединений.
Статья 3.
Применение повременной системы оплаты местных телефонных переговоров допускается в соответствии с решением представительных органов местного самоуправления, а в городах Москве и Санкт-Петербурге - в соответствии с законами Москвы и Санкт-Петербурга.
Решение о применении повременной системы оплаты принимается с учетом мнения жителей соответствующей территории.
Статья 4.
В случае применения повременной системы оплаты местных телефонных переговоров за абонентами сохраняется возможность оплачивать услуги местной телефонной связи по абонентской системе (по их выбору).
Регулирование тарифов на услуги связи осуществляется с учетом реальной стоимости обслуживания абонентов каждой из категорий - как пользующихся повременной системой оплаты, так и пользующихся абонентской системой оплаты.
Статья 5.
В случае применения повременной системы оплаты местных телефонных переговоров абонентам должна быть обеспечена возможность контроля за достоверностью счетов за оказанные услуги.
Счет за услуги местной телефонной связи при повременной системе оплаты местных телефонных переговоров включает информацию о времени и продолжительности каждого из соединений. По требованию абонента ему должна быть представлена также информация о номерах абонентов, с которыми велись телефонные переговоры. Указанная информация предоставляется бесплатно.
В случае, если абонент предъявил оператору связи претензию по составу счета, до разрешения спора в установленном законодательством порядке к данному абоненту не могут быть применены санкции за несвоевременную оплату услуг телефонной связи, являющихся предметом спора.
Правительство Российской Федерации определяет порядок сертификации и применения индивидуальных счетчиков продолжительности телефонных переговоров, устанавливаемых по желанию абонента. В случае возникновения спора показания таких счетчиков рассматриваются на равных основаниях с показаниями аппаратуры учета АТС.
Статья 6.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают всеми полномочиями для регулирования деятельности операторов телефонной связи по предоставлению услуг местной телефонной связи, предусмотренными для государственных органов, осуществляющих регулирование деятельности естественных монополий в соответствии с Законом РФ "О регулировании деятельности естественных монополий".
Статья 7.
Тарифы на услуги местной телефонной связи утверждаются после проведения обязательного аудита операторов связи в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Порядок регулирования тарифов на услуги местной телефонной связи и иного регулирования деятельности операторов местной телефонной связи, относящегося в соответствии с настоящим законом к компетенции субъектов Российской Федерации, определяется законами субъектов Российской Федерации.
Статья 8.
Настоящий закон вступает в силу со дня со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации


Пояснительная записка
к проекту закона
"Об общих принципах регулирования тарифов на услуги местной телефонной связи
и оплаты местных телефонных переговоров"

В настоящее время в Российской Федерации действует следующий порядок регулирования тарифов на услуги местной телефонной связи. Законом РФ "О регулировании деятельности естественных монополий" регулирование тарифов на услуги естественных монополий, в том числе - в области связи - отнесено к ведению федеральных органов исполнительной власти по регулированию деятельности естественных монополий. Указом Президента РФ от 25.01.96 N 96 регулирование тарифов операторов связи отнесен к ведению федеральной службы РФ по регулированию деятельности естественных монополий в области связи. Временно, до создания территориальных структур указанной службы, ее полномочия по регулированию тарифов на услуги местной телефонной связи постановлением Правительства РФ от 07.03.97 N 265 переданы исполнительным органам власти субъектов РФ.
Такой порядок не может быть признан удовлетворительным. В соответствии с Конституцией РФ, к ведению Российской Федерации относятся установление правовых основ единого рынка (статья 71 пункт "ж"), федеральная информация и связь (статья 71 пункт "и" Конституции РФ). Относя все сети и сооружения электрической связи к федеральной связи (Закон РФ "О связи"), Российская Федерация неправомерно сужает компетенцию субъектов РФ. Регулирование тарифов естественных монополий на местных рынках - естественная функция местных органов власти. Федеральные органы исполнительной власти не могут эффективно учитывать все разнообразие условий, существующих в различных регионах Российской Федерации. Они не подотчетны жителям соответствующей территории, в первую очередь заинтересованными в деятельности местных операторов связи. Наконец, федеральные органы просто не готовы к выполнению соответствующих функций, свидетельством чего и является временная передача этих функций органам исполнительной власти субъектов РФ. Однако действующий порядок не позволяет четко разграничить ответственность за состояние местных сетей связи между федеральными и региональными исполнительными органами, не побуждает регионы к созданию эффективных структур государственного регулирования в области связи.
Несовершенство существующей системы государственного регулирования в области связи наглядно проявилось при подготовке к переходу на систему повременной оплаты местных телефонных переговоров, вызвавшем в обществе беспокойство и многочисленные протесты.
Во многих регионах России готовится (а в некоторых уже состоялся) переход к повременной системе оплаты местных телефонных переговоров. Возможность применения повременной системы оплаты местных телефонных переговоров введена постановлением Правительства РФ от 26.09.97 N 1235. В соответствии с этим документом, решение о переходе к повременной системе оплаты местных телефонных переговоров принимается оператором связи (телефонной компанией) самостоятельно. Тарифы на услуги местной телефонной связи должны быть согласованы с администрацией субъекта Российской Федерации, при этом администрация должна дать ответ в течении 30 дней, а разногласия с оператором связи разрешаются Федеральной службой по регулированию естественных монополий в области связи также течении 30 дней.
Повременная система оплаты местных телефонных переговоров - чрезвычайно сильнодействующее средство регулирования загруженности телефонной сети, применять которое нужно очень осторожно. Следует отметить, что в современном мире преобладают тенденции к отказу от системы повременной оплаты местных телефонных переговоров. В США и Канаде повременная оплата местных телефонных переговоров, как правило, не применяется; страны Западной Европы, применяющие повременную систему оплаты телефонных переговоров, в развитии систем электронной связи заметно отстают от США, а стоимость услуг связи для абонентов в них соответственно выше.
Введение повременной системы оплаты местных телефонных переговоров неизбежно приводит к значительному росту средней стоимости услуг телефонной связи для абонентов, резкому ухудшению положения ряда социально незащищенных категорий населения, росту бюджетных расходов для соответствующих компенсаций, разрушению отдельных секторов деловой сферы, резкому обострению проблемы несанкционированных подключений к сети ("телефонного пиратства"). В то же время повременная система оплаты местных телефонных переговоров не является надежным и адекватным средством повышения доходности местных телефонных сетей - следовательно, не способствует ускорению модернизации оборудования телефонной связи. Наконец, повременная оплата может привести к катастрофическому отставанию России в развитии современных технологий "Интернет", признанных в других странах важнейшим стратегическим направлением технологического прогресса.
Поэтому введение повременной оплаты местных телефонных переговоров целесообразно осуществлять только тогда, когда система телефонной связи не справляется с возрастающими нагрузками, и реальные в существующих условиях альтернативные решения не дают возможности обеспечить ее работоспособность. Такое решение может приниматься только на основании тщательного изучения специфических условий конкретного региона и после широкого общественного обсуждения, позволяющего взвесить возможные альтернативы и минимизировать неизбежные негативные последствия введения повременной системы оплаты. Кроме того, необходимы сопутствующие меры государственного регулирования, направленные на создание реальной конкуренции на рынке услуг электрической связи.
Поспешное и непродуманное введение повременной оплаты местных телефонных переговоров будет иметь негативный социально-экономический эффект.
Все изложенные обстоятельства вызывают необходимость в принятии законопроекта, повышающего роль и значение органов власти субъектов Российской Федерации в вопросах регулирования деятельности операторов местной телефонной связи, а также предписывающего осторожный и взвешенный подход к изменению абонентской системы оплаты.
Предлагаемый законопроект предусматривает установление порядка регулирования системы тарифов на услуги местной телефонной связи, аналогичного системе регулирования тарифов на прочие жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, предлагается обязательное сохранение абонентской системы оплаты по выбору абонентов, что соответствует распространенной зарубежной практике (применяющейся, в частности, в Канаде), предусматривающей несколько вариантов плана счетов на услуги телефонной связи (отечественный аналог - транспортные карточки).
Законопроект разработан при участии эксперта постоянной комиссии по городскому хозяйству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга С.А.Павлова.
Предлагаемый законопроект не требует внесения изменений в иные законы Российской Федерации, не влечет дополнительных финансовых расходов государственного бюджета.


6. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ

Внесен Правительством РФ 31.12.1998.
Зарегистрирован в секретариате Председателя ГД 5.01.1999.
Рассмотрен Советом Думы 19.01.1999.
Снят с рассмотрения в связи с отзывом авторами 14.03.2000.


Вносится Правительством РФ

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "О связи"

Статья 1. Внести в Федеральный закон "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, №8. ст.600) следующие изменение и дополнение:
1. Статью 21 изложить в следующей редакции:
"Статья 21. Тарифы на услуги связи.
Тарифы на услуги связи устанавливаются операторами связи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по отдельным видам услуг связи тарифы регулируются уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти.
Перечень услуг связи, на которые распространяется государственное регулирование цен (тарифов), определяется Правительством Российской Федерации.
Вызов экстренных и аварийных служб (пожарная охрана, милиция, медицинская помощь, аварийная газовая служба, горноспасательная служба и другие) всеми пользователями связи осуществляется бесплатно.
Плата за предоставляемые сетевые ресурсы и участие в передаче нагрузки сетей операторов электросвязи, образующих сеть электросвязи общего пользования, регулируется уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти."
2. Дополнить статьей 21-1 следующего содержания:
"Статья 21-1. Порядок оказания услуг связи.
Правила оказания услуг связи на территории Российской Федерации для всех пользователей связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Изменение условий договора об оказании услуг связи в части системы оплаты за оказанные услуги производится операторами связи в одностороннем порядке в соответствии с техническими возможностями их сетей связи с извещением пользователей связи о предстоящих изменениях не менее чем за три месяца. Операторы связи, являющиеся в области оказания отдельных видов услуг субъектами естественной монополии согласно законодательству Российской Федерации, производят изменения для этих услуг по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При введении повременного учета стоимости услуг местной телефонной связи пользователи связи должны быть извещены об этом не менее чем за три месяца, причем в течение этого времени должны выставляться пробные счета, не предусматривающие оплату".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

© Григорий Белонучкин (diogen@online.ru)