ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]КОНСТ.СУД

Регламент Конституционного Суда РФ: [ ... ]РАЗДЕЛ III [ ... ]

РАЗДЕЛ III
РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ В ЗАСЕДАНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

ГЛАВА 5. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

§ 27. Исчисление сроков
1. Течение сроков, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало в Законе о Конституционном Суде Российской Щедерации или в решении Суда.
2. Сроки, исчисляемые сутками, истекают в двенадцать часов ночи последних суток. Сроки, исчисляемые годами или месяцами, истекают в соответствующее число последнего года или месяца установленного срока. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. В случаях, предусмотренных частью третьей статьи 15 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, сроки исчисляются, исходя из фактически прошедшего времени, независимо от того, является ли соответствующий день рабочим или нерабочим.
§ 28. Присяга эксперта
1. Перед выступлением эксперта председательствующий устанавливает данные о лице, вызванном в качестве эксперта (фамилия, имя, отчество, место работы, ученая степень, ученое звание, почетные звания), разъясняет эксперту его права и обязанности, перечисленные в статье 63 Закона О Конституционном Суде Российской Федерации, и предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания, после чего эксперт приводится к присяге.
2. Эксперт зачитывает текст присяги следующего содержания: "Я, (фамилия, имя, отчество), обязуюсь дать заключение, основываясь на своих профессиональных знаниях, руководствуясь требованиями ст.63 Закона О Конституционном Суде Российской Федерации и своим собственным убеждением".
5. Текст присяги после его прочтения и подписания экспертом приобщается к материалам дела.
§ 29. Присяга свидетеля
1. Перед заслушиванием показаний свидетеля председательствующий в судебном заседании устанавливает данные о его личности, разъясняет обязанности и права свидетеля, приводит его к присяге и предупреждает об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
2. Свидетель зачитывает текст присяги следующего содержания: "Я (фамилия, имя, отчество), обязуюсь дать Конституционному Суду Российской Федерации правдивые и полные показания об известных мне лично сведениях и материалах, касающихся рассматриваемого дела".
3. Текст присяги после его прочтения и подписания свидетелем приобщается к материалам дела.
§ 30. Переводчик
1. В соответствии со статьей 33 Закона О Конституционном Суде Российской Щедерации участникам процесса, не владеющим русским языком, Суд обеспечивает по ходатайству сторон или их представителей либо по собственной инициативе участие переводчика в конституционном судопроизводстве.
2. Переводчик обязан явиться по вызову Конституционного Суда и выполнить полно и точно порученный ему перевод.
3. До начала участия переводчика в судопроизводстве ему разъясняются его права и обязанности.
§ 31. Порядок отстранения судьи от участия в рассмотрении дела
1. Ходатайство стороны об отводе судьи, предложение других судей об отстранении судьи от участия в деле или самоотвод судьи могут быть заявлены на любой стадии рассмотрения дела при наличии обстоятельств, указанных в части первой статьи 56 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации.
2. В случаях самоотвода судьи либо заявления судье отвода сторонами или другими судьями председательствующий в пленарном заседании или в заседании палаты ставит на разрешение судей вопрос об отстранении этого судьи от участия в рассмотрении дела.
3. Решение по вопросу об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела принимается в совещательной комнате открытым голосованием.
4. В случае отстранения от участия в рассмотрении дела судьи, являющегося докладчиком по рассматриваемому делу. Конституционный Суд одновременно принимает решение о назначении нового судьи-докладчика.
§ 32. Порядок допуска в зал лиц, желающих присутствовать на открытых заседаниях Конституционного Суда, и представителей средств массовой информации
1. Лица, желающие присутствовать на открытых заседаниях Конституционного Суда, допускаются в зал до начала слушания дела или во время перерыва с учетом свободных мест.
2. Представители средств массовой информации, аккредитованные при Конституционном Суде Российской Федерации, проходят в зал судебных заседаний по аккредитационным удостоверениям, а другие журналисты - по списку, представленному Пресс-службой Конституционного Суда в Отдел судебных заседаний.
§ 33. Полномочия судебного пристава
1. Судебный пристав в заседании Конституционного Суда подчиняется председательствующему. Он оказывает содействие председательствующему в поддержании установленного порядка в зале заседаний Конституционного Суда.
2. В целях обеспечения нормальных условий для работы Конституционного Суда при рассмотрении дел пристав вправе делать замечания лицам, присутствующим в заседании Конституционного Суда, требовать от них соблюдения установленного порядка и принимать соответствующие меры к устранению его нарушений. Требования пристава по поддержанию установленного порядка в зале заседаний Конституционного Суда обязательны для присутствующих лиц.
3. Судебный пристав перед началом заседания Конституционного Суда и во время перерывов в заседании информирует службу, осуществляющую пропуск граждан в здание Конституционного Суда, о наличии свободных мест в зале заседаний.
4. При входе Суда в зал судебных заседаний и при выходе его из зала пристав предлагает всем присутствующим встать.
§ 34. Протокол судебного заседания
1. Протоколирование в заседании Конституционного Суда осуществляется сотрудниками Секретариата Конституционного Суда.
2. Протокол заседания Суда должен содержать: указание на место, дату заседания и время его начала и окончания; фамилию председательствующего, фамилии присутствующих и отсутствующих судей с указанием известных Суду причин отсутствия каждого из них; данные об участниках процесса; формулировки рассматриваемых вопросов; запись о всех действиях Суда в том порядке, в каком они имели место; отметки о приведении свидетелей и экспертов к присяге; решения, принятые Судом, и результаты голосования по ним, которые объявляются в каждом случае председательствующим; указание на факты, которые участники процесса просили удостоверить в протоколе.
3. Для обеспечения полноты и точности протокола в каждом заседании Суда ведется стенограмма и фонограмма.
§ 35. Протокол закрытого совещания судей
1. Протоколирование закрытого совещания судей осуществляется сотрудниками Секретариата Конституционного Суда. Если Судом принято решение провести совещание без участия сотрудников Секретариата, обеспечивающих протоколирование, то протокол совещания ведет один из судей, которому это поручено Судом.
2. Протокол закрытого совещания должен содержать: дату совещания и время его начала и окончания; фамилию председательствующего; фамилии присутствующих и отсутствующих судей с указанием известных Суду причин отсутствия каждого из них; вопросы, поставленные на голосование, и оглашаемые председательствующим результаты голосования по ним.
3. К протоколу совещания судей по принятию итогового решения прилагается стенограмма.
4. С протоколом и стенограммой закрытого совещания судей вправе знакомиться только судьи Конституционного Суда. Судья вправе принести свои замечания на протокол, которые рассматриваются тем же составом Суда.
§ 36. Некоторые правила процедуры и этикета в заседании Конституционного Суда
1. Заседания Конституционного Суда Российской Федерации проводятся в торжественной обстановке. При входе судей Конституционного Суда в зал заседаний, а также при их выходе из зала заседаний присутствующие встают.
2. Стороны и иные участники процесса выступают, дают объяснения, отвечают на вопросы и задают вопросы другим участникам процесса стоя и лишь после предоставления им слова председательствующим в заседании Суда, При необходимости, с разрешения председательствующего, участнику процесса может быть предоставлена возможность выступать, давать объяснения, отвечать на вопросы сидя.
3. Нормами официального обращения к Конституционному Суду и судьям являются соответственно: "Высокий Суд" или "Уважаемый Суд", "ваша честь" или "Уважаемый председательствующий", "Уважаемый судья" .
4. При обращении к сторонам и другим участникам процесса, а равно при упоминании их в выступлениях используются словосочетания: "Уважаемая сторона", "Уважаемый представитель стороны", "Уважаемый свидетель", "Уважаемый эксперт". При необходимости уточнения адресата обращения указывается также фамилия соответствующего участника процесса.
5. В ходе заседания председательствующий не вправе ограничивать судей в возможности задавать вопросы участникам процесса; снимать вопросы, поставленные судьями перед участниками процесса; комментировать высказывания и вопросы судей. Судьи Конституционного Суда в процесс заседания не должны прерывать своими комментариями и репликами заслушивание объяснений, задаваемые другими судьями вопросы, указания и распоряжения председательствующего.
6. Присутствующие в зале заседания участники процесса, представители средств массовой информации, иные граждане обязаны вести себя уважительно по отношению к Конституционному Суду, сторонам, их представителям и друг к другу; подчиняться распоряжениям председательствующего и указаниям пристава о соблюдении порядка в ходе заседания; не допускать во время судебного заседания хождения по залу заседания, разговоров, реплик в форме одобрения или неодобрения происходящего; не создавать какие-либо помехи нормальному ходу заседания.

ГЛАВА 6. ИТОГОВОЕ РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

§ 37. Подготовка и принятие итогового решения Конституционного Суда
1. Перечень вопросов, определяющих существо итогового решения, составленный судьей-докладчиком (судьями-докладчиками), а также материалы к проекту итогового решения вручаются судьям, принимающим участие в рассмотрении дела, после завершения подготовки дела к слушанию и до начала рассмотрения дела в судебном заседании.
2. После окончания слушания дела судья-докладчик (судьи-докладчики) представляют проект итогового решения, основывающийся на материалах, исследованных Конституционным Судом.
3. В случае разногласий между судьями-докладчиками по всему или по части перечня вопросов или проекта решения каждый из них составляет самостоятельный перечень вопросов или проект решения.
4. Любой судья, участвующий в рассмотрении дела, вправе представить собственный перечень вопросов или собственный проект итогового решения.
5. Одобренные большинством участвующих в рассмотрении дела судей ответы по вопросам, определяющим существо итогового решения, служат основой доработки проекта итогового решения, составленного судьей-докладчиком (судьями-докладчиками). Если судья-докладчик оказался в меньшинстве при голосовании ответов на вопросы, касающиеся резолютивной части решения, он вправе отказаться от доработки проекта решения, которая в этом случае производится другим судьей, назначенным Конституционным Судом.
6, По требованию по крайней мере трех судей в пленарном совещании или одного судьи в совещании палаты голосование по проекту итогового решения производится не ранее чем через одни сутки после вручения судьям всех представленных проектов итогового решения.
7. В случае представления нескольких проектов итогового решения, Конституционный Суд принимает один из них за основу для дальнейшей работы. Принятым за основу считается проект решения, получивший наибольшее количество голосов судей, участвовавших в голосовании.
8. Любой судья вправе предлагать поправки к проекту итогового решения, принятому за основу, вплоть до момента постановки на голосование соответствующей части проекта итогового решения. По требованию любого из судей поправки представляются в письменном виде.
9. По требованию любого из судей проект итогового решения или поправка к нему может обсуждаться и голосоваться по частям.
10. Итоговое решение Конституционного Суда не может быть принято без голосования, даже если все участвующие в совещании судьи с ним согласны.
11. После того, как председательствующий объявил о начале голосования по поправке или по части проекта решения, никто из присутствующих на совещании судей не может прерывать голосование, за исключением случаев выступления судьи по порядку ведения совещания в связи с ходом данного голосования.
12. Поправка к проекту итогового решения по любому делу считается принятой, если за нее проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. В случае, если голоса разделились поровну, поправка считается отклоненной. Части проекта решения с принятыми поправками ставятся на голосование в целом.
13. После голосования по частям проекта решения проводится голосование по проекту в целом с учетом принятых поправок.
14. Итоговое решение Конституционного Суда принимается в целом открытым голосованием путем поименного опроса судей. При голосовании по поправкам поименный опрос судей производится лишь в том случае, если этого требуют не менее трех судей. Поименный опрос производится в алфавитном порядке фамилий судей, начиная при каждом опросе с судьи, определяемого по жребию). Во всех случаях председательствующий голосует последним.
§ 38. О сроках представления особого мнения
Текст особого мнения судьи по принятому Конституционным Судом решению должен быть представлен не позднее четырнадцати дней со дня его провозглашения.
§ 39. Исправление неточностей в решении
1. Исправление допущенных в решении Конституционного Суда неточностей в наименованиях и обозначениях, описок, явных редакционных и технических погрешностей производится по инициативе любого из судей Конституционного Суда. В случае обращения с заявлением в Конституционный Суд сторон, их представителей, должностных и других лиц, которым направлялось решение Конституционного Суда, по поводу обнаруженных в нем неточностей, описок, редакционных и технических погрешностей Конституционный Суд обязан рассмотреть такое заявление.
2. Исправление неточностей, допущенных в решении, принятом пленарным заседанием Конституционного Суда, производится пленарным заседанием, а в решении, принятом палатой, - той же палатой.
3. Об исправлении неточностей, допущенных в решении, выносится определение. Копия такого определения направляется органам и лицам, которым рассылалось решение, а при необходимости - и органам печати, где оно было опубликовано.
§ 40. Передача дела палатой на рассмотрение в пленарном заседании
1. После окончания слушания дела в палате и до завершения закрытого совещания судей по принятию решения любой из судей, участвующих в рассмотрении дела, вправе поставить вопрос о несоответствии предлагаемого решения по делу правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда.
2. Если большинство участвующих в рассмотрении дела судей признают предлагаемое решение по делу не соответствующим правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда, и при этом большинство участвующих в рассмотрении дела судей выскажутся в пользу необходимости его принятия, председательствующий, не проводя голосования по принятию предлагаемого решения, объявляет о прекращении закрытого совещания судей и передает все материалы дела и протоколы заседаний палаты по делу Председателю Конституционного Суда, который направляет их всем судьям.
5. Рассмотрение дела в пленарном заседании производится, начиная со стадии слушания дела. Судьей-докладчиком по делу в пленарном заседании является судья, бывший судьей-докладчиком при рассмотрении дела в палате.
§ 41. Разъяснение решения
1. После включения в повестку дня заседания Конституционного Суда вопроса о разъяснении ранее принятого решения органам и лицам, заявившим ходатайство об этом, а также органам и лицам, выступавшим в качестве сторон по делу, не позднее чем за десять дней направляется уведомление о времени и месте такого заседания. В этот же срок копия ходатайства направляется судьям Конституционного Суда.
2. Для подготовки к рассмотрению вопроса Председатель Конституционного Суда либо председательствующий соответствующей палаты поручает судье-докладчику или иному судье изучить ходатайство и доложить о нем в судебном заседании.
3. Определение по вопросу о разъяснении решения принимается судьями в совещательной комнате в порядке, установленном для принятия итогового решения.
4. Копия определения о разъяснении решения направляется органам и лицам, заявившим ходатайство, а также органам и должностным лицам, поименованным в статье 77 Закона о Конституционном Суде Российской Щедерации. Копия указанного определения высылается, кроме того, в издания, куда направлялось решение для опубликования.
§ 42. Направление решений Конституционного Суда для опубликования
Копии решения Конституционного Суда, соответствие которых оригиналу заверяется в сопроводительном письме, визируемом судьей-докладчиком и подписываемом Председателем Конституционного Суда, направляются для опубликования в официальных и иных (по решению Суда) изданиях. Подписи судей в копиях не воспроизводятся. Текст копии решения завершается формулой: "Конституционный Суд Российской Федерации".
§ 43. Принятие Конституционным Судом решений, не являющихся итоговыми решениями по делу
1.При вынесении любого (кроме итогового) решения Конституционный Суд может определить, что оно подлежит оформлению в виде отдельного документа или что мотивировка решения должна быть занесена в протокол заседания Суда.
2. Предложение о решении, заносимом в протокол заседания Конституционного Суда, представляется в письменном виде, если того требуют по крайней мере трое судей.
3. Обсуждение и принятие решения производится в закрытом совещании Суда по требованию не менее трех судей, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.
4. Порядок голосования по принятию решения, оформляемого в виде отдельного документа, и поправок к нему определяется правилами, установленными настоящим Регламентом для принятия итогового решения по делу и поправок к нему, если иное не установлено Законом о Конституционном Суде Российской Федерации и настоящим Регламентом.
5. Решение Конституционного Суда, оформленное в виде отдельного документа, принятое пленарным заседанием Суда, подписывается председательствующим и судьей-секретарем, а принятое палатой, - председательствующим, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.
§ 44. Обобщение практики исполнения решений Конституционного Суда
1. Секретариат Конституционного Суда систематически анализирует состояние дел по исполнению решений Конституционного Суда, причины неисполнения или ненадлежащего исполнения этих решений,
2. Секретариат Конституционного Суда представляет для информирования судей Конституционного Суда полугодовые и годовые информационно-аналитические отчеты об исполнении решений Конституционного Суда. В случае необходимости Секретариату Конституционного Суда в любое время может быть дано поручение о подготовке информации об исполнении конкретного решения или группы решений Конституционного Суда.
3. При установлении факта неисполнения или ненадлежащего исполнения решения Конституционного Суда судья-секретарь вносит на рассмотрение пленарного заседания Конституционного Суда предложения о мерах, которые могли бы способствовать обеспечению исполнения решения Конституционного Суда.
§ 45. Законодательная инициатива Конституционного Суда
1. Предложение о выступлении с законодательной инициативой по вопросу, входящему в ведение Конституционного Суда, может быть внесено любым судьей Конституционного Суда. При этом судья может представить текст законопроекта либо текст поправки к законопроекту или текст законодательного предложения о разработке и принятии нового федерального закона.
2. Решение о выступлении с законодательной инициативой принимается в пленарном заседании Конституционного Суда по докладу судьи, внесшего соответствующее предложение.
3. В случае положительного решения вопроса Конституционный Суд для работы над законопроектом или законодательным предложением может образовать из числа судей подготовительную комиссию. Для составления текста законопроекта или законодательного предложения и подготовки необходимых материалов может быть образована рабочая группа под председательством судьи Конституционного Суда.
4. Конституционный Суд поручает Председателю Конституционного Суда либо одному из судей Конституционного Суда принять участие в заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации в связи с прохождением внесенного Конституционным Судом законопроекта либо законодательного предложения,
§ 46. Послание Конституционного Суда
1. Конституционный Суд не реже одного раза в год направляет палатам Федерального Собрания послание о состоянии конституционной законности в Российской Федерации, основываясь на результатах своей деятельности.
2. В случае необходимости Конституционный Суд направляет палатам Федерального Собрания послания и по другим проблемам, определяемым установленными законом целями деятельности Конституционного Суда, - защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Предложение о направлении послания может быть внесено любым судьей Конституционного Суда.
3. Решение о направлении послания палатам Федерального Собрания принимается в пленарном заседании Конституционного Суда.
4. Для подготовки текста послания образуется комиссия из числа судей Конституционного Суда. Для подготовки необходимых материалов к посланию может быть образована рабочая группа под председательством судьи Конституционного Суда.
5. Послание Конституционного Суда, утвержденное решением Конституционного Суда, направляется палатам Федерального Собрания за подписью Председателя Конституционного Суда.
[СЛЕД.СТР.]

ksКонституционный Суд России. - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1997.
Электронная версия. 1997-1998

© М.С.Балутенко, Г.В.Белонучкин, К.А.Катанян, 1997-1998
E-mail: diogen@glasnet.ru