ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]КОНСТ.СУД

ВЫНУЖДЕННАЯ ПАУЗА
октябрь 1993 - февраль 1995

15 октября 1993 Ельцин издал указ о проведении референдума по принятию новой Конституции РФ. Таким образом, теперь уже не Федеральному Собранию, а разработчикам проекта Конституции предстояло решить вопрос о формах осуществления конституционного правосудия.
25 октября 1993 дальнейшая судьба КС стала предметом обсуждения ученых-правоведов на расширенном заседании Научно-консультативного совета при КС. Специалисты в области конституционного права пришли к выводу, что КС должен сохраниться в качестве самостоятельного органа, осуществляющего надзор за соблюдением Конституции, но состав Суда должен увеличиться и получить возможность работать как в пленарных заседаниях, так и по коллегиям, чтобы оперативно рассматривать многочисленные жалобы граждан России на нарушение их конституционных прав и свобод.
В итоге Рабочая группа Конституционного совещания во главе с С.А.Филатовым, в заседаниях которой участвовали и некоторые судьи КС, решила сохранить институт Конституционного Суда и полномочия его судей.
5 ноября 1993 В.Зорькин был обвинен Н.Витруком в фальсификации результатов голосования судей при принятии заключения о конституционности решений и действий Президента РФ в связи с его указом от 21 сентября 1993 года. По словам и.о.председателя КС Н.Витрука, в итоговый текст заключения неправомерно попала ссылка на статью 121-6 Конституции, допускающую немедленное прекращение полномочий Президента РФ, хотя при поименном опросе за упоминание этой статьи высказалось лишь 5 из 13 судей. В интервью "Известиям" и.о.председателя КС Витрук обвинил Зорькина также в хранении оружия и других грехах. Сообщалось даже о намерении судей КС подать в суд на Зорькина, однако этого не произошло. Опубликованная позже стенограмма заседания 21 сентября 1993 года свидетельствует, что за окончательную формулировку с упоминанием статьи 121-6 проголосовали 9 судей. Комментируя утверждения Витрука, судья Гаджиев сказал, что фальсификации не было, но было допущено процедурное нарушение, которого судьи своевременно не заметили: председательствующему следовало поставить на голосование и другую формулировку. Достоверность стенограммы оспаривается рядом судей КС.
1 декабря 1993 Конституционный Суд на совещании с участием 10 судей (отсутствовали Н.Т.Ведерников, Н.В.Селезнев и Ю.Д.Рудкин) обсудил вопрос о приостановлении полномочий судей В.Д.Зорькина и В.О.Лучина. Мотивом для приостановления полномочий Зорькина были его выступления с критикой президентского проекта Конституции, а Лучина - включение его в избирательный список Аграрной партии России (при том, что фамилия Лучина была включена в список на этапе, не требующем его согласия, а сам он уже 15 ноября письменно отказался баллотироваться).
После утверждения повестки дня "виновники торжества" покинули заседание, а оставшиеся 8 судей (Э.М.Аметистов, Н.В.Витрук, Г.А.Гаджиев, А.Л.Кононов, Т.Г.Морщакова, В.И.Олейник, О.И.Тиунов, Б.С.Эбзеев) провели тайное голосование и приостановили полномочия судей В.Д.Зорькина (6 голосами) и В.О.Лучина (5 голосами при 1 против) за участие в политической деятельности. В мнении судьи Б.С.Эбзеева по поводу принятого решения указывается, что двое из 8 судей, не заполнившие бюллетени, фактически не участвовали в голосовании, таким образом в принятии решения участвовало меньшинство судей, а на заседании не было кворума, который по закону составляет 2/3 от списочного состава , т.е. 9 человек. В знак протеста Лучин объявил голодовку.
24 декабря 1993 в связи с принятием новой Конституции Президент издал Указ об объявлении недействующими многих законов, в том числе Закона о Конституционном Суде. Таким образом, деятельность КС оказалась замороженной до вступления в силу нового федерального конституционного закона о Конституционном Суде.
25 декабря 1993 указом "О замещении вакантных должностей федеральных судей" Президент рекомендовал совету судей Российской Федерации провести Всероссийский съезд судей и выдвинуть кандидатов на вакантные должности судей Конституционного Суда РФ до 31 марта 1994, Министерству юстиции было поручено подготовить свой список кандидатур к 31 марта 1994. При определении числа вакансий Президент постановил учитывать решение КС о приостановлении полномочий судей Зорькина и Лучина.
После выборов в Федеральное Собрание настроения в Конституционном Суде несколько изменились. 13 января 1994 КС восстановил (7 голосами против 4) полномочия Лучина, 25 января (7 голосами против 3) - полномочия Зорькина.
13 января 1994 секретарь КС Ю.Д.Рудкин обвинил исполнительную власть в оказании политического давления на Конституционный Суд, путем продолжающейся свыше двух месяцев невыплаты зарплат судьям КС.
В марте 1994 года и.о.Генерального прокурора А.Н.Ильюшенко подписал заключение Генеральной прокуратуры об обстоятельствах принятия заключения КС от 21 сентября 1993 года. Проанализировав стенограмму, прокуратура обнаружила, что председатель КС Зорькин должен был поставить на голосование две формулировки, набравшие по 4 голоса: с упоминанием статьи 121-6 и без ее упоминания. Ильюшенко пришел к выводу, что заключение КС принято с нарушением процедуры и подлежит пересмотру по инициативе самого Конституционного Суда.
Читатели могут найти стенограмму в книге "Москва. Осень-93: Хроника противостояния" (М., Республика, 1995, с.11-17). По нашему впечатлению, текст стенограммы оставляет возможными различные истолкования. В частности, очень по-разному можно интерпретировать фразу судьи В.И.Олейника "И 121-6, и 121-10". В заключение отметим, что ныне А.Н.Ильюшенко сам находится в заключении в следственном изоляторе.
В течение 1994 года В.Зорькин несколько раз принимал участие в политических акциях, в том числе подписал обращение инициаторов создания движения "Согласие во имя России" (вместе с Г.Зюгановым, А.Руцким и др.). По мнению Зорькина, участие в политической деятельности в период вынужденного бездействия Конституционного Суда не являлось нарушением закона.
После октября 1993 года судьи Конституционного Суда занимались разработкой нового федерального конституционного закона о своем статусе. 29 января 1994 этот проект решением Конституционного Суда был направлен в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы КС. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом в июле 1994 года. Подробнее о законе см. в разделе "История законодательства".
С вступлением закона в силу возобновление деятельности КС снова было отложено, на этот раз - до избрания полного штатного состава КС (19 судей), что предусмотрено пунктом 3 переходных положений Федерального конституционного закона как условие для избрания руководителей КС и формирования его палат.
18 января 1995 Комиссия Совета Федерации по Регламенту внесла проект обращения Совета Федерации к судьям КС с призывом начать работу, не дожидаясь избрания полного штатного состава КС. Сенаторы обращали внимание, что закон увязывает стопроцентное укомплектование КС с избранием Председателя, заместителя, судьи-секретаря и палат, но не препятствует Суду рассматривать дела, поскольку необходимый кворум в 3/4 штатного состава достигнут. Обращение голосовалось 20 января и набрало 86 голосов (48.3%). На следующем заседании Совета Федерации 19-й судья был избран и надобность в обращении отпала.
Подробнее о доизбрании судей в октябре 1995 - феврале 1996 см. в разделе "История формирования".

  • Продолжение: Эпоха Туманова. 1995-1997

    ksКонституционный Суд России. - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1997.
    Электронная версия. 1997-1998

    © М.С.Балутенко, Г.В.Белонучкин, К.А.Катанян, 1997-1998
    E-mail: diogen@glasnet.ru