ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]КОНСТ.СУД

Дело о проверке конституционности
части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах"

(об обратной силе закона об акцизах)

Дело рассматривалось 11 октября 1996 года первой палатой КС
Постановление N 17-П от 24 октября 1996 года

В заседании участвовали:
Представители сторон, направивших обращения в КС РФ: от акционеров акционерного общества закрытого типа "Альфа-Эко" - акционер М.Э.Безелянский и доктор юридических наук Б.И.Пугинский, от товарищества с ограниченной ответственностью "Кентавр" - генеральный директор А.В.Малякшин, от товарищества с ограниченной ответственностью "Титан" - заместитель генерального директора С.А.Зиборов, от общества с ограниченной ответственностью "Норок" - адвокат А.Ф.Кукса.
Представитель Государственной Думы Федерального Собрания - председатель подкомитета Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам А.П.Починок. Представитель Совета Федерации Федерального Собрания адвокат В.А.Меклер.

Поводом к рассмотрению дела явились: запрос Арбитражного суда Брянской области в связи с рассмотрением иска по делу ТОО "Эйдос", а также жалобы акционеров АОЗТ "Альфа-Эко" - М.Э.Безелянского, Г.Б.Хана и А.Б.Шелухина, ТОО "Титан" и "Кентавр", ООО "Норок". В обращениях ставится вопрос о нарушении конституционных прав и свобод частью первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон РФ "Об акцизах", которая придает обратную силу Федеральному закону "Об акцизах" (в редакции от 7 марта 1996 года), ухудшая тем самым положение налогоплательщиков.
Поскольку все обращения касаются одного и того же предмета, КС соединил дела по этим обращениям в одном производстве.

Конституционный Суд установил:
1. Федеральным законом от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон РФ "Об акцизах" (статья 1) утверждена новая редакция закона "Об акцизах", которая вступает в силу с 1 февраля 1996 года (часть первая статьи 2).
В прежней редакции закона "Об акцизах" содержалась норма, предусматривавшая освобождение от обложения акцизами товаров, ввозимых из стран СНГ. В статье 5 (пункт 7, часть вторая) Федерального закона "Об акцизах" (новая редакция), напротив, предусматривается уплата акцизов по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств - участников СНГ.
Государственный таможенный комитет РФ 15 марта 1996 года разослал телетайпограмму с указанием взимать с 1 февраля 1996 года акцизы по ставкам, установленным новой редакцией закона, а также произвести довзыскание сумм акцизов в отношении товаров, предъявленных к таможеному оформлению после 1 февраля 1996 года.
2. Согласно статье 96 Федерального конституционного закона о КС правом на обращение в КС обладают граждане, чьи права были нарушены, и объединения граждан. В данном случае АО, ТОО и ООО, обратившиеся в КС РФ, по своей сути являются объединениями - юридическими лицами, которые созданы гражданами для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Статья 57 Конституции РФ обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. Государство гарантирует им защиту от незаконных налогов и сборов, законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
4. Согласно статье 15 (часть 3) Конституции РФ неопубликованные законы не применяются. Исходя из этого конституционного требования законодатель в Федеральном законе от 14 июня 1994 года "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" определил общие правила вступления законов в силу.
Положение статьи 57 Конституции РФ, ограничивающее возможность законодателя придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие. Одновременно Конституция РФ не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение налогоплательщиков.
5. В соответствии с Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" момент вступления закона в силу определяется истечением десятидневного срока со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления в силу. При определении этого "другого порядка" законодатель, однако, связан требованиями статьи 57 Конституции РФ.
Статья 2 оспариваемого Федерального закона распространила часть вторую пункта 7 статьи 5 Федерального закона "Об акцизах" на отношения, возникшие до истечения десяти дней с момента его официального опубликования, т.е. придала этой норме обратную силу. Тем самым с 1 февраля 1996 года были введены акцизы по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств-участников Содружества Независимых Государств, которые ранее акцизами не облагались, что ухудшает положение налогоплательщиков и явно нарушает статью 57 Конституции РФ.
Согласно статье 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации".
День 11 марта 1996 года, которым датирован выпуск "Собрания законодательства РФ" с текстом оспариваемого Федерального закона не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами. В "Российской газете" оспариваемый Федеральный закон был опубликован 13 марта 1996 года. Именно этот день должен быть признан днем официального его опубликования.
Следовательно, данный Закон в части, ухудшающей положение налогоплательщиков, не подлежит введению в действие ранее 24 марта 1996 года, когда истекает десятидневный срок с момента его опубликования.

Конституционный Суд признал не соответствующей Конституции РФ часть первую статьи 2 оспариваемого Федерального закона по содержанию норм и по порядку введения в действие в части, устанавливающей с 1 февраля 1996 года акцизы на товары, указанные в части второй пункта 7 статьи 5 Федерального закона "Об акцизах".

Мнение по мотивам - у судьи Б.С.Эбзеева. В принятии решения не участвовали судьи Н.В.Витрук, О.И.Тиунов.

ksКонституционный Суд России. - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1997.
Электронная версия. 1997-1998

© М.С.Балутенко, Г.В.Белонучкин, К.А.Катанян, 1997-1998
E-mail: diogen@glasnet.ru