ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]КОНСТ.СУД

Дело о толковании части 2 статьи 137
Конституции Российской Федерации

(о внесении в Конституцию
нового названия субъекта РФ)

Дело рассматривалось 21 ноября 1995 года
Постановление N 15-П от 28 ноября 1995 года

В заседании участвовал:
Представитель Государственной Думы, направившей запрос в КС РФ - В.Б.Исаков.

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы Федерального Собрания РФ о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании части 2 статьи 137 Конституции РФ, в связи с чем Государственная Дума ходатайствует о толковании этой конституционной нормы относительно того, какой орган и каким правовым актом уполномочен решить вопрос о включении в статью 65 Конституции РФ нового наименования субъекта РФ.

Конституционный Суд установил:
Государственная Дума в своем запросе исходит из того, что Конституция РФ не определяет, кто и каким образом осуществляет включение нового наименования субъекта РФ в статью 55 Конституции РФ. Представитель заявителя полагает, что указанное изменение может вноситься актом Президента РФ; в случае же возникновения разногласий по этому вопросу Президент РФ вправе использовать свои полномочия в соответствии со статьей 85 Конституции РФ.
Статьи 71 и 72 Конституции РФ не относят вопрос об изменении наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа ни к ведению РФ, ни к совместному ведению РФ и ее субъектов. Следовательно, в силу статьи 73 Конституции РФ решение вопроса об изменении своего наименования относится к исключительному ведению субъектов РФ. Такое решение, принятое в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, является правовым основанием для внесения нового наименования в статью 65 Конституции РФ.
Анализ норм главы 9 Конституции РФ, регулирующих процедуру пересмотра Конституции и внесения конституционных поправок, показывает, что предусмотренный частью 2 статьи 137 упрощенный порядок включения в статью 65 нового наименования субъекта РФ допустим только в тех случаях, если переименование не связано с возможными отступлениями от смысла иных конституционных норм и потому не требует применения процедур, перечисленных в статьях 135, 136 и 137 (часть 1) Конституции РФ.
Новое наименование субъекта РФ, по смыслу части 2 статьи 137 Конституции РФ подлежащее включению в статью 65 Конституции РФ в упрощенном порядке, не может затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагать изменение состава РФ или конституционно-правового статуса ее субъекта. В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная Конституцией РФ, затрагивать ее государственную целостность, подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конституции РФ идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать исторические или этнические традиции.
Президент РФ на основании статьи 80 (части 1 и 2) Конституции РФ является главой государства и гарантом Конституции РФ. Из этого вытекает и его обязанность обеспечивать включение в конституционный текст поправок и изменений посредством официального опубликования актов, принятых в порядке статей 136 и 137 Конституции РФ.
При возникновении споров между органами государственной власти РФ и ее субъектами либо между субъектами РФ по поводу внесения нового наименования в статью 65 Конституции РФ Президент РФ может использовать согласительные процедуры и другие полномочия, предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конституции РФ.

Конституционный Суд решил, что изменения наименования субъекта РФ частью 2 статьи 137 Конституции РФ включаются в текст статьи 65 Конституции РФ указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент РФ использует полномочия, предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конституции РФ.
Не является изменением наименование субъекта РФ в смысле части 2 статьи 137 Конституции РФ и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

В принятии решения не участвовали судьи В.Д.Зорькин, В.О.Лучин, В.И.Олейник.

ksКонституционный Суд России. - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1997.
Электронная версия. 1997-1998

© М.С.Балутенко, Г.В.Белонучкин, К.А.Катанян, 1997-1998
E-mail: diogen@glasnet.ru