ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]КОНСТ.СУД

Дело о соответствии Конституции Российской Федерации
действий и решений Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина, связанных с его Обращением к гражданам России 20 марта 1993 года

(о решении Президента ввести особый порядок управления страной; ОПУС)

Дело рассматривалось 23 марта 1993 года
Заключение N З-1 от 23 марта 1993 года

Поводом к даче заключения явились письменные предложения судей Г.А.Гаджиева и В.О.Лучина, а также запрос Верховного Совета РФ

Конституционный Суд установил:
20 марта 1993 года Президент РФ Б.Н.Ельцин выступил по телевидению с Обращением к гражданам России и объявил о введении "особого порядка управления до преодоления кризиса власти". Президент сообщил о своих оценках ситуации в стране, итогах восьмого (внеочередного) Съезда народных депутатов РФ, а также о том, какие решения Президент принял или намерен принять. КС поддерживает поставленные в Обращении цели. Они вытекают из действующей Конституции РФ. В то же время некоторые действия и решения Президента, направленные на достижение этой цели, требуют проверки Конституционным Судом с точки зрения их соответствия Конституции РФ.
Президент подтвердил свою обязанность обеспечить соблюдение основ конституционного строя. Однако избранные им средства противоречат этой цели. По его мнению, сотрудничество с федеральными органами законодательной власти и ныне действующим депутатским корпусом невозможно.
Заявление Президента о том, что в условиях особого порядка управления не имеют юридической силы любые решения органов и должностных лиц, которые направлены на отмену и приостановление указов и распоряжений Президента и постановлений Правительства означает ограничение полномочий органов представительной и судебной власти. Реализация данного положения делает невозможным осуществление Верховным Советом РФ части его контрольных функций, а Конституционным удом - ряда его полномочий по защите конституционного строя. Это ведет к отказу от закрепленного Конституцией верховенства закона, устанавливает приоритет указов Президента. Разрушается принцип разделения властей.
Желаемое Президентом голосование о доверии Президенту и вице-президенту РФ может быть назначено. Однако вынесение вотума доверия Президенту не должно означать устранения других органов государственной власти. Поэтому положение, что голосование решит вопрос, кому руководить страной - Президенту или Съезду народных депутатов, недопустимо.
Президент решил, что выносимые им на всенародное одобрение проекты Конституции и закона о выборах вступают в силу, если граждане поддержат Президента и вице-президента. Тем самым граждане будут поставлены перед необходимостью на три самостоятельных вопроса дать только один ответ: "за" или "против". Это ограничивает свободу волеизъявления и противоречит статье 28 Закона РСФСР "О референдуме в РСФСР".
Введение особого порядка управления означает нарушение установленного Федеративным договором разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Решение Президента о том, что главы исполнительной власти субъектов Федерации подотчетны непосредственно Президенту и Правительству России, а их полномочия "не могут быть прекращены без решения Президента Российской Федерации", - явное вмешательство в компетенцию субъектов РФ. Решение Президента означает одностороннее изменение Федеративного договора, что создает реальную угрозу целостности Российской Федерации.

В констатирующей части заключения говорится:
"Обращение Президента Российской Федерации к гражданам России 20 марта 1993 года, в котором он обнародовал свои действия и решения по введению в стране особого порядка управления до преодоления кризиса власти, в ряде своих положений, отмеченных выше, не соответствует частям первой и второй статьи 1, части первой статьи 3, части второй статьи 4, статье 5, части третьей статьи 81-5, части пятой статьи 104, статьям 132-2, 136-4 Конституции Российской Федерации, а также Федеративному договору (статье VII Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации)."

Особые мнения - у судей Э.М.Аметистова, Н.В.Витрука и Т.Г.Морщаковой. В принятии решения не участвовал судья А.Л.Кононов.

ksКонституционный Суд России. - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1997.
Электронная версия. 1997-1998

© М.С.Балутенко, Г.В.Белонучкин, К.А.Катанян, 1997-1998
E-mail: diogen@glasnet.ru