ПОЛИТИКА [AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]РОССИЯ

ЦАРЬ БОРИС И РЫЦАРИ КРУГЛОГО СТОЛА

(Статья была опубликована в "Русской мысли" 6 ноября 1997 с некоторыми сокращениями)

Как известно, одной из уступок, на которые согласился пойти Президент, чтобы добиться от оппозиции снятия вопроса о недоверии Правительству, было согласие на созыв Круглого стола.
Публиковать первоисточники в наших газетах, к сожалению, не принято. Кажется, только "Советская Россия" напечатала полностью переписку верхушки левого блока в Думе (Геннадий Зюганов, Николай Рыжков, Николай Харитонов) с Президентом Ельциным. Между тем, в ответе Ельцина на письмо "тройки" приводится должностной состав Круглого стола и репертуарный план первых трех его заседаний. На первом заседании "Круглого стола", которое назначено на 22 ноября, будет обсуждаться Земельный кодекс. На втором (в декабре) - деноминация рубля и сохранение вкладов граждан по состоянию на 1 января 1992 года. На третьем - вопрос о ценах на энергоносители.

НОСТАЛЬГИЯ ПО ПОЛИТБЮРО

Геннадий Зюганов уже несколько лет призывает к созданию в стране коллегиального органа, своего рода "политбюро", которое бы если и не заменило собой Президента, то по крайней мере давало бы ему настойчивые рекомендации, от которых трудно отмахнуться. Вначале Зюганов именовал такой орган "Госсоветом" и настаивал на его необходимости почти с тем же упорством, с которым в 1991-1992 Верховный Совет призывал к упразднению тогдашнего, бурбулисовского Госсовета при Президенте, как "неконституционного органа".
Дважды Зюганов оглашал поименный список гипотетического Госсовета.
16 июня 1995, когда Дума обсуждала захват заложников в Буденновске (и в конце концов инициировала рассмотрение вопроса о недоверии Правительству), Зюганов от имени Компартии, Аграрного союза и "многих деятелей РОС и "Духовного наследия" внес предложение "учредить общественный государственный совет, в который вошли бы наиболее представительные, уважаемые люди, двери сюда ни для кого не закрыты. В случае окончательной утери контроля над ситуацией, эти люди могли бы обратиться к нации, с тем, чтобы она не утонула в братоубийстве и уголовном беспределе. Называю следующие фамилии, а если кто дополнит, не возражаем, можем рассмотреть. Это могли бы быть Абалкин, Бабурин, Богомолов (Курган), Видьманов, Глазьев, Горячева, Горячев (Ульяновск), Губенко, Догужиев, Зорькин, Иванченко, Илюхин, Исаков, Кондратенко (Краснодарский край), Коптюг, Корягина, Королев (Липецкая область), Костин, Лапшин, Львов, Подберезкин, Рахимов, Романов, Стародубцев, Степанов, Садовничий, Сайкин, Строев, Соколов, Тулеев, Шаймиев, Филиппов (Ленинград), Ходырев (Нижний Новгород)".
Выступавший следом Жириновский высмеял предложение Зюганова, сравнив предложенный им "общественный госсовет" с ГКЧП и ЦК КПСС и предсказав им столь же печальную судьбу. Остальные лидеры фракций идею Зюганова просто проигнорировали.
Между прочим, в предшествовавшие полгода депутаты - противники чеченского похода - от демороссов до коммунистов - клеймили на чем свет стоит Совет Безопасности России за узурпацию власти и ведение войны "под прикрытием имени Президента", некоторые при этом именовали СБ "хунтой" и "самозванным Политбюро".

ДВА НЕДОПАРЛАМЕНТА

Новый состав Политбюро - на этот раз называемого "Совет национального согласия" - генсек предложил между первым и вторым турами президентских выборов - уже в качестве органа при потенциальном президенте Зюганове. На пресс-конференции 24 июня 1996 Зюганов огласил список из 40 человек, которых он в случае победы готов бы был включить в Совет национального согласия:
Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы (без фамилий - видимо не только Ельцин мечтал о смене председательских кадров после выборов - Авт.), В.А.Купцов, В.В.Жириновский, С.Г.Беляев, Г.А.Явлинский, Н.М.Харитонов, Н.И.Рыжков, В.С.Медведев (это лидеры думских фракций, далее - по алфавиту - Авт.), С.Н.Бабурин, В.М.Видьманов, Ю.М.Воронин, В.М.Воротников, С.Ю.Глазьев, С.С.Говорухин, С.П.Горячева, А.С.Давыдов, А.Я.Дегтярев, В.И.Илюхин, В.Б.Исаков, В.И.Зоркальцев, В.А.Коптюг, Г.В.Костин, М.И.Лапшин, И.В.Муравьев, И.И.Мельников, Ю.Д.Маслюков, Г.В.Осипов, А.И.Подберезкин, Д.О.Рогозин, П.В.Романов, А.В.Руцкой, В.Г.Распутин, С.Е.Савицкая, В.Т.Сайкин, В.С.Соколов, А.М.Тулеев, С.Н.Федоров, О.С.Шенин, М.В.Шмаков.
"В Совет также могли бы войти:
- представители действующих силовых и правоохранительных структур,
- делегированные представители основных конфессий России (православие, мусульманство, буддизм и иудаизм),
- представители рабочих организаций, казачества, молодежных и женских движений, средств массовой информации."
Зюганов сформулировал и задачи Совета:
"- координация и согласование действий партий, движений, религиозных конфессий для сохранения целостности страны, достижения национального единства и социального партнерства;
- обеспечение прав и свобод личности, наций и народностей страны;
- разработка основ внутренней и внешней политики Российской Федерации;
- формирование коалиционного правительства народного доверия."
Последние два пункта можно было понимать как готовность Зюганова-президента отдать Совету значительную часть (а при соответствующей интерпретации - львиную долю) своих полномочий. Одновременно Зюганов объявил, что его блок претендует на треть мест в коалиционном правительстве (14 из 42), а остальные 2/3 предложит другим думским фракциям и членам действующего правительства (причем 12 министров на это будто бы уже согласились). Персонально в правительство были приглашены мэр Москвы Лужков и президент Башкирии Рахимов.
"Списки Зюганова" видимо задумывались, как "резкий шаг к центру" и должны были убедить колеблющихся между турами, что всем им найдется место при дворе генсека. Но то ли вождь всерьез намеревался победить, то ли наоборот стремился предотвратить свою победу, и список Совета национального согласия составил на 80% из "своих" с добавкой свадебных генералов" в лице лидеров думских фракций. Положительной реакции на свои предложения он не дождался. Черномырдинские министры стали с негодованием отметать утверждения, что они "уже продались оппозиции", Лужков сказал что-то на тему "без меня меня женили", а остальные просто отмолчались.
Аналогичный шаг Ельцина - создание после выборов Политического консультативного совета из представителей 43 партий, победивших и проигравших на думских выборах-95 во главе с Рыбкиным, левые расценили как провокацию и шаг к подмене этим органом Думы ("рыбкинский недопарламент").

ЧЕТВЕРКА

Год назад некий прообраз госсовета был создан в виде Консультативного совета или Большой четверки, состоящей из президента, премьера и председателей обеих палат парламента - Ельцин, Черномырдин, Селезнев, Строев. И тут же чуть было не распался, поскольку Ельцин решил вместо себя посылать на встречи четверки Чубайса - тогдашнего главу своего аппарата (хорошо еще не начальника охраны). Коммунист Владимир Семаго предложил тогда уж и от Думы посылать на четверку начальника думского аппарата Трошкина, но это не понадобилось: выздоровев, Ельцин стал приходить на советы сам, хотя и захватывал с собой Чубайса, а потом еще и Рыбкина.
Казалось бы, сбылась мечта коммунистов. Но что может сделать один коммунист Селезнев (представляющий, к тому же, многопартийную Думу) против дуэта Ельцин-Черномырдин (в сопровождении хора Чубайс-Рыбкин) и хитрого Строева, который гуляет сам по себе?
Член Президиума ЦК КПРФ Геннадий Селезнев выходил с заседаний четверки в необычно миролюбивом расположении духа и давал интервью в совершенно рыбкинской ("мы обречены на согласие") тональности, а потом еще и выяснялось что в ответ на какие-то шаги Президента Дума должна проголосовать определенным образом, а уж он, Селезнев, никак не может голосовать супротив Президента и просит свою фракцию освободить его от участия в солидарном голосовании.
И вот в начале октября, при обсуждении отчета правительства об исполнении бюджета Зюганов выдвигает новое требование - "созыв "круглого стола" трех ветвей власти, профсоюзов и влиятельных политических сил для рассмотрения самых злободневных вопросов жизни страны. Включить в повестку первоочередные экономические вопросы: налоговый и земельный кодексы и качественно новый бюджет, который бы стимулировал отечественное производство".
В среду 15 октября Президент предотвратил немедленное голосование вотума недоверия, позвонив в Думу и пообещав левым "Парламентский час" и "Круглый стол". Зюганов, Рыжков и Харитонов потребовали конкретных и письменных обязательств. Во вторник вечером Ельцин прислал в Думу письмо на имя Селезнева, Зюганова, Рыжкова и Харитонова, в котором расписался под 9 пунктами договоренностей. Одновременно вышло распоряжение Правительства о наблюдательных советах на ТВ, парламентском часе и парламентской газете.
Между прочим, был уже в России круглый стол - в начале 1993 года, еще во времена Верховного Совета. Председательствовал на нем Черномырдин. Где тот круглый стол? Позаседал чуть-чуть, разбился по секциям и тихо забылся. Но тогда за стол посадили "широкую общественность" - Вольского, Абалкина, функционеров "диванных партий". Людей уважаемых, но не относящихся к числу лиц, принимающих решения. Вот и получилось не политбюро, а съезд - а съезды, как известно, долго не работают и серьезных решений выработать не могут.

РЫЦАРИ КРУГЛОГО СТОЛА. КТО ЕСТЬ КТО

Цитируем письмо Ельцина четырем: "Круглый стол" будет проходить под председательством Президента. В его состав будут входить Председатель Государственной Думы, лидеры фракций и депутатских групп, председатель Совета Федерации и представители межрегиональных ассоциаций, председатель Правительства и два его первых заместителя, лидеры двух крупнейших объединений профсоюзов, а также руководитель Администрации Президента."
Поскольку фракций и групп в Думе 7, а межрегиональных ассоциаций - 8, всего получается 24 "рыцаря круглого стола". Теперь посмотрим, кто же войдет в этот список (предположив, что от межрегиональных ассоциаций за стол пойдут их председатели).
1. Борис Ельцин - Президент, "гарант Конституции", "Борис первый". Все в его руках, а главное (несмотря ни на какие наблюдательные советы) - телевидение. Произносимые за столом речи не накладывают на президента никаких обязательств, но дают возможность перекладывать на "рыцарей" ответственность за непопулярные решения: ("...а токмо волею пославших мя...").
2-4. Геннадий Зюганов. Николай Рыжков. Николай Харитонов. Это сплоченная команда, которая всегда будет выступать с единых позиций. С одной стороны, Рыжков и Харитонов лишь потому являются главами депутатских групп, что численность этих групп поддерживается на необходимом уровне депутатами-коммунистами, вступившими туда по поручению ЦК партии и готовыми в любой момент вернуться в родную фракцию. С другой стороны, КПРФ никогда не выносит сор из "тройственной избы", и когда не может убедить союзников поддержать свои радикальные планы, то сама отказывается от этих планов.
5. Геннадий Селезнев - несмотря на все свое миролюбие "в четверке", за Круглым столом наверняка будет в левой команде. Хотя в особо неудобных случаях ЦК разрешит ему от голосования уклониться.
6. Владимир Жириновский. У этого политика за Круглым столом, как и везде, наверняка не будет ни постоянных союзников, ни постоянных противников.
7. Григорий Явлинский с его бескомпромиссным презрением к "политическим торгам" и брезгливым отношением к коммунистам и жириновцам вряд ли получит от круглого стола что-нибудь кроме трибуны для выступлений. Если с какой-то из групп он и сможет найти общий язык, то только с региональной (если его и в этом не подведет привычка вставать в "позу Чацкого").
8. Александр Шохин - этот политик всегда колеблется в очень узком диапазоне: от умеренного фланга в команде Гайдара, до "гайдаровского" фланга в команде Черномырдина. Как лицо, облеченное доверием за рубежом, время от времени назначается на высокие посты в Правительстве после отставки кого-нибудь из гайдаровцев, чтобы продемонстрировать международным финансовым организациям, что "реформаторы сохраняют свои позиции в кабинете". В свое время был снят с поста министра экономики по рекомендации лобовского Совета Безопасности за "черный вторник". Сегодня возглавляет Межведомственную комиссию Совета Безопасности РФ по экономической безопасности. Плюсуем к фракции Президента с пометкой: "(и Чубайса)".
9. Олег Морозов - депутат из Татарстана, возглавивший полгода назад группу "Российские Регионы" в результате неудачного внутреннего переворота. Организаторы бунта "хотели как лучше" (прежний председатель группы не мог добиться от своих депутатов солидарного голосования в поддержку инициатив Правительства), а получилось совсем наоборот - большинство выбрало своим председателем умеренного оппозиционера. Морозов будет предъявлять к исполнительной власти жесткие требования, но не с "коммунистических" позиций, а с "местнических".
10. Егор Строев - центрист. Такая у него работа - быть между трех огней. Каждый, кто видел, слышал или читал, как Строев ведет заседания своей палаты, замечал, как он в меру своих сил, то уговорами, то умолчаниями, то авторитарными решениями, граничащими с правовым нигилизмом, защищает все три окружающих его стороны - президентско-правительственную, национал-коммунистическую (красные губернаторы) и регионально-суверенизаторскую (Шаймиев) от взаимных посягательств.
11. Константин Титов - Самарский губернатор и президент ассоциации "Большая Волга". Заместитель Черномырдина по партийной линии (в НДР), отстаивающий в сенате интересы Черномырдина-Чубайса всеми доступными средствами (а их у него, как у председателя бюджетного комитета Совета Федерации, хватает).
12. Виктор Ишаев - Хабаровский губернатор, Дальневосточная ассоциация. Состоит в НДР, но связан с Народно-патриотическим блоком пактом, который подписал осенью 1996, баллотируясь в губернаторы.
13. Николай Пивоваров. Не факт, что президент ассоциации "Северный Кавказ" (не губернатор) - попадетза Круглый стол. Если так - это еще один центрист (записываем в плюс Строеву и не в минус Черномырдину). В любом случае, представителем ассоциации, объединяющей беспредельно лояльные Президенту республики (Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия) и "красные" Кубань и Ставрополье может стать только компромиссная фигура.
14. Владимир Яковлев. Питерский губернатор, победитель Собчака, друг Лужкова, опирающийся в своем городе на поддержку Яблока и на "нейтралитет" коммунистов, вряд ли захочет с кем нибудь ссориться - положение не позволяет. Исходя из этого, предполагаем, что по любому действительно спорному вопросу его можно будет найти в числе "воздержавшихся".
15. Леонид Полежаев, Омский губернатор и президент "Сибирского соглашения", член Политсовета НДР.
16. Эдуард Россель - Свердловский губернатор, президент Уральской ассоциации и отец несостоявшейся Уральской республики. Поскольку амбиции Росселя простираются далеко за границы Свердловской области, его "сепаратизм" может обернуться своей противоположностью - поддержкой идеи "укрупнения" регионов с перераспределением полномочий в пользу региональных ассоциаций.
17. Анатолий Лисицын - Ярославский губернатор, ассоциация "Центральная Россия", член Политсовета НДР. В свое время в ответ на предоставление Борисом Немцовым своей области под "полигон реформ" Григорию Явлинскому предложил то же самое Егору Гайдару. Поскольку об успехах реформ в Ярославской области сказать было трудно, историю эту вскоре забыли. А может быть от Центрального региона за стол захочет сесть и сам Юрий Лужков. В любом случае это голос за президента, но во втором случае - не за Чубайса.
18. Иван Шабанов - Воронежский губернатор, вице-президент ассоциации "Черноземье", коммунист. Возможно, коммунистам придется еще побороться, чтобы представителем этой ярко выраженной части "красного пояса" стал член их партии. Президентом ассоциации является сам Егор Строев. Компромиссной фигурой может стать Михаил Наролин (член НДР, но гайдаровцам - не товарищ).
19-21. Виктор Черномырдин, Анатолий Чубайс, Борис Немцов. Эта троица, так же как Зюганов-Рыжков-Харитонов, будет выступать с единых позиций. До тех пор, пока Чубайс и Немцов - вице-премьеры. А если они ими не будут - им и за Круглым столом не будет места.
22. Михаил Шмаков. Возглавляемая им Федерация независимых профсоюзов России (правопреемник "традиционных" ВЦСПСовских профсоюзов) готова предъявить правительству массу требований, особенно - в плане индексации, выплаты долгов и печатания денег, но всячески отмежевывается от союза с коммунистами. А уж Лужкова в ФНПР всегда готовы расцеловать в обе щеки. Шмаков - это оппозиция, но отдельная от левых и легко идущая на соглашения.
23. Сергей Храмов. Возглавляемое им объединение профсоюзов "СОЦПРОФ", если судить по прецедентам (состав Трехсторонней комиссии правительство-профсоюзы-предприниматели, Объединенной комиссии по координации законодательной деятельности), у Ельцина принято считать вторым, хотя входят в него всего 400 тыс. членов (в ФНПР - 45 млн). О том что храмовский профсоюз - воистину мощная организация свидетельствует объем пожертвований в избирательный фонд кандидата Б.Н.Ельцина на выборах 1996 года. Средства СОЦПРОФа и его структур составили четверть избирательного фонда Ельцина, т.е. свыше 3 млрд.руб. По данным историка профсоюзного движения Александра Шершукова, в стране сейчас 8 профсоюзов-"миллионеров" (от 1,2 до 9,6 млн. членов), но 7 из них являются "подмножествами" ФНПР. А вот Горно-металлургический профсоюз России (численность - 1,7 млн., состоял в ФНПР, но вышел из ее состава 5 лет назад) может оспорить "второродство" Храмова. Горняков возглавляет депутат из фракции Явлинского Борис Мисник. Если Явлинский вовремя об этом вспомнит - ему светит второй голос на "Круглом столе". Скорее всего, для этого Горно-металлургическому профсоюзу потребуется вовремя примкнуть к какому-нибудь из карликовых межотраслевых объединений (конфедерации профсоюзов или конфедерации труда), если он этого еще не сделал.
24. Валентин Юмашев. Руководитель Администрации Президента Ельцина и автор его мемуаров. Хотя его и принято называть молодым реформатором из команды Чубайса (правильнее было бы - из команды Коржакова), Юмашев всегда будет тенью Президента и никаких радикальных инициатив (если только не будет прямого указания сверху) от него ожидать не приходится.

СКОЛЬКО СТОРОН У КРУГЛОГО СТОЛА

Мы таких сторон насчитали шесть. Лучше обозначить их как три широких стороны (9, 5 и 4 человека) и три срезанных угла треугольника (1, 2 и 3). Те, кто сидят на углу, могут качнуться в сторону одной или другой соседней стороны:
Президентско-правительственная сторона (широкое основание треугольника): Черномырдин, Немцов, Чубайс, Шохин, Ельцин, Юмашев, Храмов, Титов, Лисицын, - 9.
Центр: умеренные регионалы или резерв партии власти (угол между властями и регионами) - Яковлев, Строев, Россель - 3.
Региональная фракция (вторая сторона, будем считать ее правым ребром треугольника, что в данном контексте не имеет отношения к политической "правизне") - Ишаев, Пивоваров, Полежаев, Морозов - 4.
Жириновский (угол, противолежащий правительству и способный в случае необходимости замкнуть или прервать цепь) - 1.
Левая оппозиция (левое ребро треугольника) - Шабанов, Зюганов, Рыжков, Харитонов, Селезнев - 5.
Другая оппозиция, способная в некоторых вопросах поддержать левую, а в некоторых - власти (угол левых с властями) - Шмаков, Явлинский - 2.
У круглого стола нет пока ни регламента, ни полномочий. Неизвестно, будут ли на нем проводиться какие бы то ни было голосования, или предназначен он лишь для того, чтобы заставить Ельцина, Черномырдина и Чубайса лично выслушать "мнение народа" о земле, жилье, тепле и вкладах. Но на всякий случай попробуем порассуждать о соотношении сил.
Как видим, у "партии власти" твердого большинства нет. Простейший способ достижения такого большинства - "приручить" регионалов, получив тем самым две трети голосов. Для этого наверняка понадобятся серьезные уступки - и нет уверенности что эти уступки что-то дадут, когда речь пойдет о воплощении застольных решений в жизнь: ведь в парламенте соотношение сил совсем другое. Ельцин уже пытался опереться на самостийщиков (Шаймиева) в попытке завалить законы "О культурных ценностях" и "О Правительстве" - но тот не смог собрать и одной трети, чтобы помешать преодолению вето. Правда, в предположительном составе региональной делегации собственно сепаратистов практически нет (исключая Морозова и Росселя). Таких губернаторов можно "приручать" не полномочиями, а деньгами - то есть обещаниями перечислить из федерального бюджета в региональный того, что и так уже давно должны были перечислить. А обещания давать легко.
А вот "антисепаратистский блок" за столом сформировать - это запросто. Тут и Явлинский, и Жириновский в плюс. И левые в полном составе: еще позапрошлый пленум ЦК КПРФ дал установку "красным регионам" показывать всей России пример антисепаратизма, и только "ослушники" от НПСР типа Руцкого позволяют себе конфликтовать с местными прокурорами. Даже при отпадении от "основания треугольника" правого фланга (Титов, Лисицын) набирается 15 голосов. Опыт антисепаратистского союза у Ельцина тоже есть: законы, ограничивающие всевластие региональных руководителей и заваленные Советом Федерации, принимались двумя третями в Думе и подписывались Президентом.
Третий возможный блок - союз левых с регионалами против правительства. Но тут у президентской стороны есть привычные противоядия. Если такой союз получает простое большинство в 13 голосов (скажем, от Шмакова до Строева или от Селезнева до Яковлева), проще всего "выключить" в середине этой цепочки Жириновского - и большинства уже нет. Если же блок окажется неожиданно мощным - Ельцин может укрепить региональное ребро треугольника Лужковым, который в силу своего красноречия обречен возглавить этот союз и направить его деятельность в какое-нибудь безопасное для власти (но не обязательно для страны) русло типа претензий на Севастополь или жилищно-коммунальной дискуссии.
Напомним: нет уверенности, что за стол попадут именно эти регионалы. Например, замена Шабанова Наролиным сразу поменяет соотношение правого и левого ребер на обратное (5:4 вместо 4:5). Трудно будет обосновать отсутствие за столом президентов национальных республик. Беспроблемными для президентской стороны были бы варианты "Михаил Николаев вместо Ишаева" или "Аслан Джаримов вместо Пивоварова". Всех бы устроил Владимир Степанов вместо Яковлева (и член КПРФ, и не сепаратист, и к Президенту лоялен). А вот Минтимер Шаймиев (или хотя бы Николай Федоров) вместо Титова, а то и Рахимов вместо Росселя - это уже серьезнее. Тут счет голосов пойдет не на количество, а "на вес".

ПОДВОДЯ ИТОГИ

Трудно сказать, что выйдет из очередной затеи с Круглым столом и выйдет ли из нее вообще что-нибудь полезное для страны.
Субъекты же политического рынка уже получили с этого явную выгоду. Правительство получило очередную передышку. Оппозиция - возможность сыграть очередной акт пьесы "Противостояние антинародному режиму" на новой сцене, снова уклонившись от прямой дуэли. Лидеры региональных ассоциаций - способ укрепить свое привилегированное положение среди губернаторов. Альтернативные профсоюзы - повод очередной раз напомнить о своем существовании. Тележурналисты - новое шоу, а политологи - новую пищу для глубокомысленных рассуждений.

Григорий ТОЧКИН

© ПОЛИТИКА (diogen@glasnet.ru)