ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT] СФ-2002
По состоянию на 2 апреля 2003

Руководство Совета Федерации
"третьего созыва",
сформированного к 1 января 2002:
Председатель и его заместители


[ Список | Распределение обязанностей | История избрания | Полномочия ]

Председатель Совета Федерации
МИРОНОВ Сергей Михайлович (от ЗС Санкт-Петербурга) - к.6-00, тел.292-65-01, 292-06-89

Руководитель Секретариата С.М.Миронова - АРЖАНЦЕВ Василий Иванович, к.6-05п, тел.292-57-01
Заместители руководителя Секретариата - МАРКЕВИЧ Сергей Анатольевич к.6-05л, тел.292-88-79, ЧАЙКОВСКИЙ Евгений Валерьевич, к.5-33*, тел.292-62-81
Советники - БЕКОВ Сергей Мажитович, к.6-08; БОГОМОЛОВ Валерий Николаевич, к.6-24, тел.292-67-38, 926-68-45; ВОРОНИН Анатолий Сергеевич, к.6-10, тел.292-67-29, 926-62-61; ВОСТРЕЦОВ Алексей Алексеевич, к.6-12, тел.292-80-71, 926-66-38, ЗЕНЬКОВИЧ Николай Александрович, к.6-53, тел.923-02-57, 292-66-03; КАРПУХИН Олег Иванович, к.6-14, тел.926-67-40; КОМЫСОВА Наталья Александровна, к.8-05б, тел.292-58-13; ЛЕВИЧЕВА Валентина Федоровна, к.6-07, тел.292-60-10; ПАВЛОВА Лариса Николаевна, к.6-06л, тел.926-65-27; СИЛЬВЕСТРОВ Сергей Николаевич, к.1-307, тел.203-81-96; ФИЛЮРСКИЙ Александр Филиппович, к.6-08, тел.292-60-96, ФОМИЧЕВА Людмила Дмитриевна, к.6-22, тел.292-00-34, 926-62-33;
Помощники - КУЗОВ Дмитрий Анатольевич, к.6-23, тел.926-69-27, 292-24-85; ПАВЛЮК Анатолий Владимирович, к.6-06п, тел.292-22-56.

Заместитель Председателя Совета Федерации

МЕЗЕНЦЕВ Дмитрий Федорович
к.5-01, тел.292-55-06, 986-60-51, 986-68-94

Заместитель Председателя Совета Федерации

НИКОЛАЕВ Михаил Ефимович (от Пр-ва Р. Саха (Якутия))
к.4-46, тел.292-59-93, 986-62-02, 986-61-41

Руководитель Секретариата М.Е.Николаева - ЛОГУНОВ Валентин Андреевич, к.4-12п, тел.292-58-81, 926-67-28
Заместитель руководителя Секретариата - КОЛОСОВА Виктория Николаевна, к.4-12л, тел.292-68-36, 926-69-83
Помощники - АКСЕНОВ Сергей Павлович, к.4-52, тел.926-66-22; ДУГИН Евгений Яковлевич, к.18-17 д.19, тел.203-96-41; КОСТРЮКОВ Владимир Александрович, к.4-52, тел.292-14-56

Заместитель Председателя Совета Федерации

ОРЛОВА Светлана Юрьевна (от Совета нар.деп. Кемеровской обл.)
к.3-01 д.26, тел.292-61-74, 986-63-65

Заместитель Председателя Совета Федерации

ТОРШИН Александр Порфирьевич (от Пр-ва Р. Марий Эл)
- к.4-42, тел.292-59-21, 986-62-80

Руководитель Секретариата А.П.Торшина - ИЛЬИН Юрий Владимирович, к.4-34, тел.292-45-82
Заместитель руководителя Секретариата - СОБОЛЕВ Дмитрий Васильевич, к.4-35, тел.292-62-18, 926-65-10;
Помощники - АМБАРНОВ Юрий Александрович, к.4-17, тел.292-75-05, 926-62-26; БАБИНЦЕВ Виктор Анатольевич, к.4-17, тел.292-13-47, 926-61-18; БЕЛКИН Евгений Валерьевич, к.4-44, тел.292-61-61, 926-81-25; ВИНОГРАДОВА Наталья Борисовна, к.21-27 д.19, тел.203-93-07
Заместитель Председателя Совета Федерации

Распределение обязанностей

Распределение обязанностей между заместителями Председателя СФ было утверждено распоряжением Председателя N29рп-СФ от 5 февраля 2002.
В.П.Горегляд -
без издания соответствующего распоряжения замещает Председателя Совета Федерации в его отсутствие (без права решения кадровых вопросов);
подготавливает для Председателя проекты повесток дня палаты и ее Совета, докладов о деятельности палаты и программ законопроектной работы;
представляет Совет Федерации на заседаниях Государственной Думы и Совета Государственной Думы;
курирует комитеты и комиссии по направлениям: бюджетно-финансовая и промышленная политика;
организует взаимодействие с Центральным банком и Счетной палатой РФ;
курирует издательскую деятельность.
А.П.Торшин -
курирует комитеты и комиссии по направлениям: конституционное законодательство, судебно-правовые вопросы, федеративные отношения и региональная политика;
организует взаимодействие с Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным Судами, Генеральной прокуратурой;
организует взаимодействие с органами власти регионов Центрального, Приволжского и Южного федеральных округов;
организует взаимодействие Совета Федерации с общественными и религиозными объединениями;
организует взаимодействие с регионами в области законодательной деятельности.
А.А.Вихарев -
курирует работу комитетов по направлениям: местное самоуправление, социальная политика, аграрно-продовольственная политика, прродные ресурсы и охрана окружающей среды, естественные монополии, молодежь и спорт;
организует взаимодействие с Центризбиркомом;
организует взаимодействие с органами власти регионов Северо-Западного и Уральского федеральных округов;
курирует работу с обращениями граждан.
М.Е.Николаев -
курирует работу комитетов и комиссий по направлениям: наука, культура, образование, здравоохранение, экология, вопросы Севера и малочисленных народов;
организует взаимодействие с Уполномоченным по правам человека;
организует взаимодействие с органами власти регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов;
курирует мобилизационную подготовку и гражданскую оборону в СФ;
организует взаимодействие с профкомом Совета Федерации.
С.М.Миронов оставляет за собой -
курирование деятельности комитетов и комиссий по вопросам: обороны и безопасности, международным делам, делам СНГ, информационной политике, Регламенту и организации парлаементской деятельности, контролю за обеспечением деятельности СФ, методологии реализации конституционных полномочий СФ, Счетную комиссию и Комиссию поконтролю за электронной системой голосования, контроль за деятельность Аппарата СФ.
Порядок замещения на периоды временного отсутствия:
В.П.Горегляд - А.П.Торшин - А.А.Вихарев - М.Е.Николаев
А.П.Торшин - А.А.Вихарев - М.Е.Николаев
А.А.Вихарев - А.П.Торшин - М.Е.Николаев
М.Е.Николаев - А.П.Торшин - А.А.Вихарев

Новое распределение обязанностей
утверджено 2 февраля 2004
А.П.Торшин:
координирует работу комитетов: по конституционному законодательству; по правовым и судебным вопросам; по делам Федерации и региональной политике; по вопросам местного самоуправления;
подготавливает для Председателя СФ проекты повесток заседания Совета Федерации и Совета палаты;
организует взаимодействие с законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации (Совет законодателей);
организует взаимодействие с органами власти Приволжского и Южного федеральных округов;
организует взаимодействие с общественными организациями и религиозными объединениями.
Д.Ф.Мезенцев:
координирует работу комитетов: по науке, культуре, образрванию, здравоохранению и экологии; по природным ресурсам и охране окружающей среды; комиссий: по делам молодежи и спорту; по информационной политике;
подготавливает для Председателя СФ проекты докладов о деятельности палаты и ее законопроектной работе;
курирует работу с обращениями граждан;
курирует издательскую деятельность СФ;
курирует подготовку и проведение Байкальского экономического форума;
организует взаимодействие с органами власти регионов Центрального и Северо-Западного федеральных округов.
С.Ю.Орлова:
координирует работу комитетов: по бюджету, по финансовым рынкам и денежному обращению; по экономической политике, предпринимательству и собственности; по промышленной политике;
представляет Совет Федерации на заседаниях Совета Государственной Думы и Государственной Думы;
организаует взаимодействие с органами власти регионов Уральского и Сибирского федеральных округов.
М.Е.Николаев:
координирует деятельность комитетов по социальной политике; по аграрно-продовольственной политике; по делам Севера и малочисленных народов;
организует деятельность Совета по вопросам агропромышленного комплекса при Председателе СФ;
курирует работу в СФ по вопросам мобилизационной подготовки и гражданской обороны;
организует взаимодействие с профсоюзным комитетом СФ;
организует взаимодействие с органами власти регионов Дальневосточного округа.
С.М.Миронов оставляет за собой:
координацию деятельности комитетов по обороне и безопасности; по международным делам; по делам СНГ; комиссий: по взаимодействию со Счетной палатой; по Регламенту и организации парламентской деятельности; по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации; по естественным монополиям; по контролю за обеспечением деятельности СФ; Счетной комиссии; Комисссссии по контролю за использованием электронной системы;
общее руководство Аппаратом СФ.
Порядок замещения Председателя СФ на период временного отсутствия (без права решения кадровых вопросов):
А.П.Торшин - Д.Ф.Мезенцев - С.Ю.Орлова - М.Е.Николаев

ВЫБОРЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
5 декабря 2001
В ноябре 2001 года в прессе появлялись сообщения о возможном намерении парламентской группы "Федерация" выдвинуть на пост Председателя Совета Федерации после окончательного переформирования палаты по новому закону лидера группы В.П.Горегляда. 28 ноября 2001, после утренней встречи с Президентом Путиным, В.П.Горегляд сообщил прессе, что Совет группы предложит кандидатуру С.М.Миронова на пост нового Председателя Совета Федерации. Вскоре эту кандидатуру поддержал действующий спикер Е.С.Строев.
На предпоследнем заседании палаты в старом составе 5 декабря 2001 года Е.Строев подал прошение об отставке, которая была принята 151 голосом при 1 воздержавшемся. После этого, не покидая председательского кресла, Строев выдвинул на председательский пост кандидатуру Миронова, подчеркнув что делает это от имени Совета палаты. Слово для поддержки кандидатуры Миронова было предоставлено также губернатору Санкт-Петербурга В.А.Яковлеву. Вопроса о том, есть ли другие кандидатуры, председательствующий экс-спикер не задал и предоставил слово претенденту, который выступил с большой речью и выразил готовность ответить на вопросы, которых не оказалось. 137 голосами при 1 против и 1 воздержавшемся палата решила провести по кандидатуре на пост Председателя тайное электронное голосование. За кандидатуру Миронова было отдано 150 голосов, против 2, воздержались 4, не голосовал 21.
Сразу же после своего избрания С.М.Миронов предложил избрать Е.С.Строева почетным Председателем Совета Федерации, что и было сделано 150 голосами при 2 воздержавшихся. При принятии нового Регламента 30 января почетный Председатель палаты и Председатель Совета Федерации первого созыва были упомянуты в тексте Регламента (ст.10) в качестве лиц, которым предоставляется право беспрепятственного прохода в здание палаты и право совещательного голоса на заседаниях, а также отводится почетное место в зале заседаний.
ВЫБОРЫ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
26 декабря 2001
На последнем заседании второго Совета Федерации 26 декабря 2001 года С.М.Миронов, сославшись на то, что с 1 января 2002 в результате прекращения полномочий заместителей Председателя СФ - членов палаты по должности он остается во главе палаты в одиночестве, попросил выбрать ему на переходный период одного заместителя и выдвинул на этот пост кандидатуру В.П.Горегляда. Миронов подчеркнул, что действующий Регламент не предусматривает должности первого заместителя и именно поэтому он предлагает избрать заместителя "простого". Палата проголосовала за выдвинутую кандидатуру тайным электронным голосованием. За подано 127 голосов (71,3%), против 11, воздержались 4, не голосовали 35.

ВЫБОРЫ РУКОВОДСТВА ПАЛАТЫ И КОМИТЕТОВ
30 января 2002
Регламент третьего Совета Федерации наряду с традиционной процедурой формирования руководящего состава палаты (заместители избираются по представлению Председателя СФ, а председатели комитетов выбираются самими комитетами и утверждаются палатой) предусмотрел возможность избрания всего руководящего состава палаты и комитетов (за исключением спикера) непосредственно на пленарном заседании единым списком по представлению Председателя Совета Федерации, а кроме того внес в номенклатуру, утверждаемую Советом Федерации, первых заместителей председателей комитетов. С учетом роста числа комитетов и приравненных к ним постоянных комиссий все это увеличило число руководящих работников с 17 до 51.
Проект Регламента предполагал право меньшинства (от одной пятой общего числа членов Совета Федерации, т.е. не менее 36 человек) выдвинуть свой вариант единого списка и даже двухтуровое голосование по спискам кандидатов, если их окажется больше двух. Однако в принятую 30 января редакцию Регламента эта норма не вошла, и Председатель Совета Федерации получил монополию на выдвижение кандидатур для единого списка. Однако если бы эта норма и была принята, это вряд ли привело бы к конкуренции списков, т.к. оппозиция единому списку не сложилась: за поправку В.К.Быкова, отменяющую институт единого списка как таковой проголосовало лишь 30 сенаторов, а за другие поправки, направленные на защиту прав меньшинства - от 16 до 34. В целом же Регламент получил 151 голос при 3 против и 4 воздержавшихся.
Представляя единый список кандидатов, С.М.Миронов назвал приоритеты, из которых он исходил при его формировании: 1) профессионализм и опыт работы в Совете Федерации; 2) равноправное представительство федеральных округов; 3) паритетное представительство двух ветвей власти. Миронов признался, что второй принцип соблюден не вполне - в списке весьма мало представителей Южного федерального округа, а третий принцип удалось соблюсти в наименьшей мере. Он также назвал список результатом "компромисса между очень многими составляющими". 126 голосами против 22 при 9 воздержавшихся решено применить механизм открытого голосования. За список подано 144 голоса, против - 8, воздержались 9, не голосовали 7.

ПЕРЕВЫБОРЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
29 января 2003
На 102-м заседании Совета Федерации 29 января 2003 были прекращены и подтверждены на новый срок сенатские полномочия С.М.Миронова. Это повлекло освобождение его от должности Председателя СФ.
В.П.Горегляд от имени Совета палаты выдвинул на пост спикера кандидатуру С.М.Миронова. Других кандидатур никто не выдвинул. В поддержку кандидатуры выступили старейший член СФ В.К.Плотников, а также В.Т.Кадохов и Е.Л.Керпельман. В результате тайного электронного голосования кандидатура Миронова получила 159 голосов при 2 воздержавшихся, после чего переизбранному председателю был вручен букет из 89 роз.
ОТСТАВКА А.А.ВИХАРЕВА И НЕИЗБРАНИЕ В.Н.ПЕТРЕНКО
28 мая 2003
На заседании СФ 28 мая 2003 Председатель СФ .М.Миронов обратился к палате с предложением об отставке А.А.Вихарева с поста заместителя Председателя СФ, не объясняя причин. Такое решение было принято.
На вакантную должность Председатель предложил кандидатуру В.Н.Петренко. При тайном голосовании карточками кандидатура Петренко не прошла. В тот же день прошло повторное тайное голосование бюллетенями, но и в этом случае Петренко не была избрана зампредом палаты.

СРОКИ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ
Согласно статье 15 Регламента Председатель Совета Федерации и его заместители избираются на срок своих полномочий в качестве членов Совета Федерации. Ст.20 Регламента позволяет рассмотреть вопрос о досрочной отставке спикера или зама по инициативе одной пятой членов СФ (36 человек) или самого отставника, а полномочий зама - также по инициативе Председателя. В случае выдвижения такой инициативы вопрос включается в повестку без обсуждения, а освобождаемый получает слово для выступления.
Прекращение полномочий Председателя или зама в качестве члена Совета Федерации влечет и прекращение его полномочий в этой должности. Таким образом, срок парламентских полномочий С.М.Миронова истекает после избрания нового Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в декабре 2006, а точнее - после избрания новым составом ЗС своего представителя в Совете Федерации (в том числе и в случае переизбрания этим представителем С.М.Миронова на новый срок), срок полномочий В.П.Горегляда - в октябре 2004, А.А.Вихарева - в ноябре 2004, А.П.Торшина - в декабре 2004, М.Е.Николаева - в январе 2007.
Статья 15 Регламента позволяет избирать Председателя или зама не более чем на 2 срока подряд, не оговаривая неполные сроки, таким образом предельный срок полномочий С.М.Миронова, с учетом 4-летнего срока полномочий питерского ЗакСа, ограничивается 5 годами (декабрь 2001 - декабрь 2006).

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ,
ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ
И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ
(Глава 2 Регламента Совета Федерации
с поправками от 29.05.2002 и 12.02.2003)

"Глава 2
Председатель Совета Федерации.
Первый заместитель Председателя Совета Федерации.
Заместители Председателя Совета Федерации

Статья 14. Общий порядок избрания Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации
1. Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы.
В случае внесения кандидатур первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации единым списком для голосования Совет Федерации может принять решение о проведении открытого голосования.
2. Представители от одного субъекта Российской Федерации не могут быть одновременно избраны на должности, указанные в части 1 настоящей статьи.
Статья 15. Срок полномочий Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации
1. Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации избирается на срок его полномочий в качестве члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации может быть избран повторно, на новый срок, но не более двух сроков подряд.
Статья 16. Порядок избрания Председателя Совета Федерации
1. Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации. Каждый член Совета Федерации вправе предложить только одну кандидатуру.
2. Член Совета Федерации, выдвинутый для избрания на должность Председателя Совета Федерации, имеет право заявить о самоотводе. Заявление о самоотводе члена Совета Федерации принимается без обсуждения и голосования.
3. По всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение, в ходе которого они выступают на заседании и отвечают на вопросы членов Совета Федерации. После обсуждения палата утверждает список кандидатур для голосования.
4. Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации.
5. В случае если на должность Председателя Совета Федерации было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не получила требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.
6. Избранным на должность Председателя Совета Федерации по итогам второго тура голосования считается тот кандидат, который получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации.
7. Если во втором туре голосования Председатель Совета Федерации не избран, то процедура выборов повторяется начиная с выдвижения кандидатур.
8. Результаты голосования оформляются постановлением Совета Федерации.
Статья 17. Порядок избрания первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации
1. Совет Федерации принимает решение о количестве заместителей Председателя Совета Федерации.
2. Кандидатуры на должности первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации предлагаются Председателем Совета Федерации.
3. По каждой из предложенных кандидатур на должности первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации проводятся обсуждение и раздельное голосование в порядке, предусмотренном частями 2 - 6 статьи 16 настоящего Регламента.
4. В случае если ни один из кандидатов, выдвинутых на должность первого заместителя Председателя Совета Федерации, не получит требуемого для избрания числа голосов, процедура выборов повторяется начиная с выдвижения кандидатур.
5. В случае если ни один из кандидатов, выдвинутых на должность заместителя Председателя Совета Федерации, не получит требуемого для избрания числа голосов либо будет избрано меньшее число заместителей Председателя Совета Федерации, чем определено палатой, процедура выборов на вакантные должности заместителей Председателя Совета Федерации повторяется начиная с выдвижения кандидатур.
6. Совет Федерации может избрать первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации единым списком для голосования.
7. В единый список для голосования могут быть включены кандидатуры на все либо на отдельные вакантные должности первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации, а также председателей, первых заместителей председателей комитетов, постоянных комиссий палаты.
8. Единый список для голосования выдвигается Председателем Совета Федерации.
9. В единый список для голосования включается по одной кандидатуре на должности, указанные в части 7 настоящей статьи.
Члены Совета Федерации, давшие согласие баллотироваться на соответствующие должности, подтверждают свое согласие устно на заседании Совета Федерации.
Если кандидат на соответствующую должность, включенный в единый список для голосования, заявляет о самоотводе, его фамилия исключается из списка. Затем список с образовавшейся вакансией ставится на голосование либо снимается с голосования Председателем Совета Федерации, после чего формируется новый единый список.
10. Единый список для голосования оглашается Председателем Совета Федерации на заседании палаты и раздается членам Совета Федерации.
11. После оглашения Председателем Совета Федерации единого списка для голосования проводится представление включенных в него кандидатур.
12. Голосование по избранию первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации единым списком проводится тайно с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы или открытого голосования.
13. Все кандидаты на должности первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации, включенные в единый список для голосования, считаются избранными, если за этот список проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации.
14. Решения об избрании первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации оформляются постановлениями Совета Федерации.
Статья 18. Полномочия Председателя Совета Федерации
1. Председатель Совета Федерации:
а) созывает заседания Совета Федерации, в том числе внеочередные;
б) формирует проект повестки дня заседания Совета Федерации, вносит его на рассмотрение Совета палаты, представляет Совету Федерации рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания Совета Федерации;
в) ведет заседания палаты;
г) подписывает постановления Совета Федерации;
д) приводит к присяге лиц, назначенных на должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации;
е) ведает внутренним распорядком деятельности палаты в соответствии с полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом;
ж) распределяет обязанности между первым заместителем Председателя Совета Федерации и заместителями Председателя Совета Федерации;
з) организует работу Совета палаты и ведет его заседания;
и) координирует работу комитетов и комиссий Совета Федерации;
к) направляет для предварительного рассмотрения в комитеты, комиссии палаты в соответствии с вопросами их ведения одобренные Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы, принятые Государственной Думой федеральные законы, а также законопроекты, поправки к законопроектам, разработанные комитетом, комиссией Совета Федерации, членом Совета Федерации, которые предполагается внести в Государственную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации;
л) опубликовывает для всеобщего сведения уведомления о принятых законах Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;
м) направляет для рассмотрения в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принятые законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;
н) направляет Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования одобренные Советом Федерации законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы;
о) направляет в Государственную Думу отклоненные Советом Федерации проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы;
п) направляет в комитеты, комиссии Совета Федерации в соответствии с вопросами их ведения, а также в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки предложений законодательные акты, принятые Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельные законодательные акты, принятые Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств;
р) представляет палату во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с парламентами иностранных государств, международными организациями, государственными и общественными деятелями иностранных государств;
с) участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
т) координирует организацию парламентских слушаний, "круглых столов" и иных мероприятий, проводимых в Совете Федерации;
у) утверждает график приема граждан членами комитетов, комиссий СОвета Федерации, а также направляет другим должностным лицам Совета Федерации для рассмотрения индивидуальные и коллективные обращения граждан, поступившие в Совет Федерации;
ф) решает иные вопросы организации деятельности Совета Федерации в соответствии с настоящим Регламентом и другими нормативными правовыми актами;
х) осуществляет общее руководство Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Аппарат Совета Федерации) и контролирует его деятельность;
ц) утверждает по согласованию с Советом палаты структуру Аппарата Совета Федерации;
ч) утверждает штатную численность Аппарата Совета Федерации;
ш) с согласия Совета палаты назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Руководитель Аппарата Совета Федерации), а также по представлению Руководителя Аппарата Совета Федерации назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей (первого заместителя), заместителей Руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и иных работников Аппарата Совета Федерации в соответствии с Положением об Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
щ) подписывает и вручает Почетную грамоту Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
э) по решению Совета палаты подписывает и направляет Президенту Российской Федерации представления о награждении членов Совета Федерации и работников Аппарата Совета Федерации государственными наградами;
ю) подписывает и направляет приглашения палаты членам Правительства Российской Федерации и иным лицам в порядке, установленном статьей 77 настоящего Регламента;
я) возглавляет работу по планированию деятельности палаты;
я-1) подписывает доверенность представителю Совета Федерации при рассмотрении дела Конституционным Судом Российской Федерации;
я-2) назначает из числа членов Совета Федерации полномочных представителей Совета Федерации в Государственной Думе, Правительстве Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Министерстве юстиции Российской Федерации, а также полномочного представителя Совета Федерации по взаимодействию с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;
я-3) утверждает инструкцию о делопроизводстве в Совете Федерации;
я-4) дает поручения комитетам и комиссиям Совета Федерации;
я-5) дает поручения членам Совета Федерации.
2. Председатель Совета Федерации издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции.
3. Совет Федерации вправе отменить распоряжение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - распоряжение Председателя Совета Федерации), противоречащее законодательству Российской Федерации и настоящему Регламенту.
4. Председатель Совета Федерации либо по его поручению первый заместитель Председателя Совета Федерации представляет Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы ее законопроектной работы в соответствии с порядком, установленным решением Совета Федерации, которые обсуждаются на заседаниях Совета Федерации. По результатам обсуждения Совет Федерации может принимать постановления.
5. Председатель Совета Федерации представляет на утверждение Совета Федерации смету расходов по обеспечению деятельности палаты и отчет о ее исполнении.
Статья 19. Полномочия первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации
1. Первый заместитель Председателя Совета Федерации в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей между первым заместителем Председателя Совета Федерации и заместителями Председателя Совета Федерации, установленным Председателем Совета Федерации:
а) замещает Председателя Совета Федерации в его отсутствие;
б) по поручению Председателя Совета Федерации представляет Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы ее законопроектной работы;
в) по поручению Председателя Совета Федерации подписывает постановления палаты, издает распоряжения, вручает награжденным Почетную грамоту Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
г) по поручению Председателя Совета Федерации осуществляет другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты.
2. Заместители Председателя Совета Федерации в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей между первым заместителем Председателя Совета Федерации и заместителями Председателя Совета Федерации, установленным Председателем Совета Федерации:
а) замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие и в отсутствие первого заместителя Председателя Совета Федерации;
б) по поручению Председателя Совета Федерации подписывают постановления палаты, издают распоряжения, вручают награжденным Почетную грамоту Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
в) по поручению Председателя Совета Федерации осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты.
Статья 20. Порядок освобождения от должности Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации
1. Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации может быть освобожден от должности на основании решения Совета Федерации, принимаемого большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.
2. Вопрос об освобождении от должности Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации рассматривается Советом Федерации при поступлении личного заявления Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации или по предложению группы членов Совета Федерации численностью не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.
Вопрос об освобождении от должности первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации рассматривается также по требованию Председателя Совета Федерации.
3. Вопрос об освобождении от должности Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации без голосования и обсуждения включается в повестку дня ближайшего заседания Совета Федерации.
4. При рассмотрении вопроса об освобождении от должности Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации ему должно быть предоставлено слово для выступления.
5. Решение об освобождении от должности Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации оформляется постановлением палаты.
6. В случае принятия Советом Федерации решения о прекращении (досрочном прекращении) полномочий члена Совета Федерации, являющегося Председателем Совета Федерации, первым заместителем Председателя Совета Федерации, заместителем Председателя Совета Федерации, его освобождение от должности оформляется постановлением Совета Федерации, не требующим специального голосования."

"Федеральное Собраниe: Совет Федерации, Государственная Дума". - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", Фонд развития парламентаризма в России, 1996-2003. Электронная версия, 1997-2003

© Г.В.Белонучкин, 1996-2003