ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT] СФ-2002
По состоянию на 2 апреля 2003

Регламент и кворум в Совете Федерации
"третьего созыва",
сформированном к 1 января 2002

РЕГЛАМЕНТ


РЕГЛАМЕНТ

До 30 января 2002 года палата руководствовалась Регламентом, утвержденным вторым Советом Федерации 6 февраля 1996 с некоторыми поправками 2000-2001 годов, отражавшими переходный состав палаты.
Новый Регламент Совета Федерации был принят за основу 16 января 2002 и в целом - 30 января. Регламент состоял из трех частей, 32 глав, 222 статей и одного Приложения (форма доверенности для голосования на заседании согласительной комиссии). Разработкой его занималась Комиссия по Регламенту и парламентским процедурам прежнего созыва, представлял проект Регламента палате и.о. председателя Комиссии Н.П.Тулаев.
При принятии Регламента сенаторы не стали утверждать второе Приложение, содержавшее предметы ведения комитетов и комиссий, и перенесли этот вопрос на будущее. 13 февраля 2002 палата приняла за основу новую, более пространную редакцию статьи 30 Регламента, содержащую кроме перечисления комитетов описание предметов их ведения.
Поправками от 29 марта 2002 председатели подкомитетов (подкомиссий) и представители СФ в федеральных органах власти, переименованные в полномочных представителей, внесены в список должностных лиц Совета Федерации (ст.9); принят в целом измененный список комитетов и постоянных комиссий и пространно определены предметы их ведения и полномочия (ст.30). Одновременно Комитет по судебно-правовым вопросам переименован в Комитет по правовым и судебным вопросам.
Поправками от 29 мая 2002 в Регламент внесена новая глава 27-1 - о порядке назначения членов Высшей квалификационной коллегии судей РФ - представителей общественности. Еще одним постановлением от 29 мая введена должность полномочного представителя СФ в Министерстве юстиции, внесены некоторые изменения в процедуру рассмотрения законов.
Поправкой от 11 декабря 2002 установлено, что парламентские слушания могут проводиться совместно не только с комитетами и комиссиями Государственной Думы, но и с парламентами иностранных государств.
12 февраля 2003 в Регламент внесены обширные изменения: добавлена статья 12-1 "Работа членов СФ с обращениями граждан"; изменена редакция статей о полномочиях Председателя СФ и Совета палаты; введена обязанность члена СФ войти в состав комитетов в течение месяца со дня подтверждения начала полномочий; добавлена статья 33-1 о выездных мероприятиях, которых комитетам и комиссиям разрешено проводить не более двух в течение года; приведена в соответствие с новыми законами редакция статей о назначении выборов Президента РФ и др.
26 марта 2003 внесены поправки в 10 статей Регламента, в том числе: отменено содержавшееся в ст.15 ограничение полномочий Председателя СФ двумя сроками подряд; возможность голосования по единому списку кандидатур оставлена лишь для зампредов палаты и не распространяется более на председателей комитетов и их первых замов. Кроме того, утверждена новая редакция статей о "Правительственном часе"; в главе 17 регламентирована подготовка законодательной инициативы отдельными членами СФ.
Текст Регламента Совета Федерации опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 2002, N 7, ст.635; последующие поправки - в СЗ РФ, 2002, N 14, ст.1241; N23, ст.2117, 2125, N51, ст.4999, 2003, N7, ст.551.

КВОРУМ

Кворум для правомочности проведения заседания Конституцией не установлен и определяется Регламентом палаты. Совет Федерации первого созыва вначале (11 января 1995) установил кворум в 2/3 от числа избранных депутатов, а 21 июля 1995 снизил его до простого большинства от общего числа депутатов (т.е. 90 человек). Такой же кворум (простое большинство) был установлен во втором Совете Федерации вначале Регламентом первого заседания, а затем - постоянным Регламентом. Регламентом третьего СФ также установлен кворум для правомочности заседания в виде простого большинства от общего числа сенаторов.
Кворум для принятия решений установлен Конституцией ("большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации" - ст.102 - за исключением случаев, специально предусмотренных другими статьями Конституции). Формулировку "большинство от общего числа" можно было истолковать по-разному: как число мандатов (включая вакантные) или как число реально существующих депутатов. В апреле 1995 Конституционный Суд по запросу Государственной Думы постановил считать общим числом депутатов Государственной Думы число мандатов - 450. Совет Федерации первого созыва по аналогии сделал вывод, что общим числом депутатов Совета Федерации следует считать 178.
Кворум для решения процедурных вопросов установлен Регламентом Совета Федерации. Процедурными считаются вопросы, перечисленные в статье 66 Регламента. Допускается принятие процедурных решений в случае отсутствия возражающих без голосования - par acclamation (эта норма была ведена еще вторым Советом Федерации 26 декабря 1996).
Регламент допускает "однократное возвращение к рассмотренному вопросу. Возвращение к рассмотренному вопросу означает отмену ранее принятого решения по этому вопросу. Голосование о возвращении к рассмотренному вопросу проводится в порядке. в котором принималось отменяемое решение" (ст.66). Таким образом, вопрос о возврате к рассмотренному вопросу не является процедурным. В истолковании первого председателя Комиссии по Регламенту второго Совета Федерации В.В.Деревянко подобная формулировка тогдашнего Регламента означала, что законы, принятые квалифицированным большинством или, наоборот, не набравшие квалифицированного большинства, могут быть рассмотрены снова на том же заседании, только если решение о возвращении к рассмотрению вопроса будет принято таким же квалифицированным большинством.
В новом Регламенте право члена Совета Федерации передавать свой голос (карточку для голосования) кому-либо на заседаниях комитетов не предусмотрено, а относительно пленарных заседаний имеется явное указание, что член СФ "лично осуществляет свое право на голосование". Во втором Совете Федерации Регламент допускал передачу голоса (за исключением случаев тайного голосования) члену Совета Федерации от того же субъекта Федерации. Однако эта норма не действовала, т.к. палата не смогла утвердить форму соответствующей доверенности. На заседаниях комитетов второго СФ право голоса на практике передавалось в том числе и не членам СФ (например, за мэра Москвы как-то раз голосовал вице-премьер столичного правительства Ю.Росляк). Составители нового Регламента исходили из того, что работа в СФ на постоянной основе накладывает на сенаторов обязательство голосовать лично. Однако голос в согласительной комиссии по федеральному закону может быть передан по доверенности (ст.113 Регламента, приложение к Регламенту - форма доверенности).
Советом Федерации первого созыва был установлен кворум в 2/3 для лишения депутата неприкосновенности, что было предусмотрено тогдашним законом о статусе депутата, но противоречило ч.3 ст.102 Конституции. В Регламентах второго и третьего СФ предусмотрено решение вопроса простым большинством.

ДЛЯ ПРАВОМОЧНОСТИ ЗАСЕДАНИЯ
Простое большинство от общего числа - 90 (ст.44 Регламента Совета Федерации)

ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Одна пятая от принявших участие в голосовании, но не менее 18
Для принятия решения о поименном голосовании (ст.65 Регламента)
Простое большинство от принявших участие в голосовании, но не менее 46
Для решения процедурных вопросов (ст.66 Регламента)
Для принятия решения о способе проведения голосования (ст.60 Регламента)
Простое большинство от общего числа - 90
Для принятия постановлений, других решений во всех случаях, когда Регламентом не установлена другая норма (ст.102 Конституции, ст.66 Регламента)
Для одобрения федеральных законов (ст.105 Конституции, ст.107 Регламента)
3/5 от общего числа - 107
Для созыва Конституционного собрания (ст.135 Конституции)
2/3 от общего числа - 119
Для отрешения от должности Президента (ст.93 Конституции, ст.171 Регламента)
Для одобрения федеральных законов, отклоненных Президентом (ст.107 Конституции, ст.120 Регламента)
3/4 от общего числа - 134
Для одобрения федеральных конституционных законов (ст.108 Конституции, ст.125 Регламента)
Для одобрения законов о поправках к Конституции (ст.136 Конституции, ст.132 Регламента)

"Федеральное Собраниe: Совет Федерации, Государственная Дума". - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", Фонд развития парламентаризма в России, 1996-2003. Электронная версия, 1997-2003

© Г.В.Белонучкин, 1996-2003)