ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT] СФ-1996
По состоянию на 8 сентября 2000

Состав Совета Федерации
"губернаторско-спикерского" созыва,
сформированного 23 января 1996

178 мест
176 членов СФ

ВАКАНСИИ:
Глава Администрации Чеченской Республики;
председатель палаты Народного Собрания Чеченской Республики

В соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", вступившим в силу 13 декабря 1995, в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта РФ совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с новым Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", вступившим в силу 7 августа 2000, руководителей органов власти должны к 1 января 2002 сменить представители этих органов. Двухпалатные парламенты регионов избирают представителей поочередно от каждой палаты на половину срока ее полномочий.
Действующий Совет Федерации сформирован и приступил к работе 23 января 1996. Закон предусматривал возможность вхождения в палату губернаторов, не избранных, а назначенных указами Президента, но предписал провести повсеместные выборы глав администраций до конца 1996 года, что и было почти везде сделано, хотя и с небольшим опозданием. К моменту формирования Совета Федерации 23 января 1996 в России были 47 невыборных губернаторских должностей. К концу установленного законом срока проведения сплошных выборов их осталось 6, а к 19 октября 1997 выборы губернаторов состоялись везде.
Единого срока полномочий члена Совета Федерации не существует. Состав палаты меняется постепенно, по мере смены руководства в субъектах Федерации после очередных выборов. Срок полномочий выборных органов власти и глав администраций не может превышать 5 лет (норма действует с 1997 года, президент Калмыкии был избран на 7-летний срок до вступления в силу этой нормы). Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (N184-фз от 6 октября 1999) продолжительность правления высшего должностного лица ограничивается двумя сроками подряд, каждый не более 5 лет. За период формирования палаты по должности (1996-2000) ни один руководитель региона не успел отработать два полных срока. Для руководителей представительных органов власти предельные сроки не установлены.
С 11 ноября 1999 срок полномочий руководителей палаты и комитетов также определяется сроком их полномочий в регионе - после перевыборов в регионе следуют перевыборы соответствующего руководителя палаты или председателя комитета.

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

Вот некоторые статистические данные по первоначальному составу СФ, взятые, в основном, из доклада председателя Мандатной комиссии Ю.Ножикова от 23 января 1996:
из 86 законодательных органов власти (за вычетом трех вакансий) четыре были представлены председателями палат (к январю 1996 двухпалатные парламенты были в Башкирии, Кабардино-Балкарии, Карелии и Якутии; причем в Башкирии существует должность спикера парламента в целом, но в СФ был делегирован не он);
исполнительную власть в СФ представляли 12 президентов, 4 главы республик, 4 председателя правительств республик, 1 председатель Госсовета, 2 мэра, 9 губернаторов и 54 главы администраций (вакантны были 3 должности глав администраций);
все 86 руководителей законодательных органов, естественно, избраны: один - в 1992 году (Штыгашев), 4 - в 1993, 58 - в 1994, 21 - в 1995, 2 - в 1996;
из 86 глав исполнительной власти 35 были избраны всеобщим голосованием:
- 4 в 1991: президенты Зотин, Николаев, Шаймиев, мэр Собчак,
- 3 в 1992 президенты Джаримов, Коков, Ооржак,
- 9 в 1993: президенты Аушев (переизбран в 1994), Илюмжинов (переизбран без альтернативы в нарушение законодательства в 1995), Рахимов, Федоров, главы администраций Зубов, Ковлягин, Наролин, Строев, Глушенков,
- 5 в 1994 президенты Галазов, Потапов, председатель правительства Степанов, глава республики Спиридонов, губернатор Ножиков,
- 14 в 1995 году: глава республики Завгаев, главы администраций Елагин, Кресс, Лисицын, Муха, Наздратенко, Немцов, Платов, Полежаев, Прусак, Россель, Рябов, Е.Савченко, Тяжлов,
5 глав исполнительной власти назначены (избраны) Конституционным Собранием: главы республик Магомедов (Дагестан) - 1994, Меркушкин (Мордовия) - 1995; или парламентами: премьер-министры Смирнов (Хакасия) - 1992, Петров (Алтай) - 1992 и 1994, Вершинин (Удмуртия) - 1995;
2 введены в должность указом Президента в соответствии с законом: в 1992 - Лужков, избранный вице-мэром в 1991, в 1995 - Хубиев;
44 главы администраций назначены указами Президента;
в Совет Федерации вошли представители 30 национальностей, 67% - русские; одна женщина - В.Н.Пивненко; 170 членов первого состава СФ имели высшее образование; 9 - степени докторов и 26 - кандидатов наук.

ЕЩЕ НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

За время формирования Совета Федерации по должности его членами побывали 286 человек, причем четверо (А.Боковиков, В.Н.Пивненко, В.С.Сурганов, А.Тулеев) - дважды.
Среди них - 16 народных депутатов СССР (1989-1991), 53 народных депутата РСФСР (1990-1993), 7 депутатов Государственной Думы I созыва (1993-1995), 13 - II созыва (1995-1999), 2 - III созыва (2000-....), 79 депутатов Совета Федерации I созыва (1993-1996, в первоначальном составе - 64).
83 члена СФ состояли в палате непрерывно с момента ее созыва 23 января 1996 до прекращения должностного формирования палаты 7 августа 2000.
Четверо сенаторов ранее работали министрами (Н.Д.Егоров - по делам национальностей, А.Г.Назарчук - сельского хозяйства, А.М.Тулеев - по делам СНГ, Н.В.Федоров - юстиции), один (А.В.Руцкой) - вице-президентом РФ. В Совете Федерации один бывший член Политбюро ЦК КПСС (Е.С.Строев), один член Политбюро ЦК КП РСФСР (В.Н.Степанов, сложил полномочия 10 июня 1998), первый секретарь ЦК ЛКСМ РСФСР (В.В.Елагин, сложил полномочия 5 января 2000), 1 член ГКЧП (В.А.Стародубцев).
Четыре члена Совета Федерации (А.М.Тулеев, Б.Е.Немцов, бывший сенатор Е.С.Сапиро, В.А.Густов) стали федеральными министрами, трое (действующий сенатор В.Чаптынов и отставные Н.Егоров и А.Собчак) умерли, один (П.Балакшин) после отставки избрался мэром областного центра, трое (Н.Подгорнов, Н.Севрюгин, Ю.Власов) - попали в следственный изолятор.
8 глав представительной власти регионов (В.Тихомиров, В.Сударенков, О.Богомолов, Н.Виноградов, А.Суриков, И.Шабанов, А.Белоногов, О.Королев) за время пребывания в Совете Федерации повысили свой статус до губернаторов, двое (А.А.Боковиков, А.М.Тулеев) - покинули Совет Федерации, оставив должности спикеров и вернулись в него через несколько месяцев губернаторами. Двое глав республик (В.И.Чаптынов, В.Н.Штыгашев) в результате реорганизации системы власти превратились во вторых лиц в своих регионах. Один член СФ (С.Е.Корепанов) представлял в палате поочередно законодательные органы двух разных субъектов Федерации (Ямало-Ненецкого АО и Тюменской области).
Самая скоропостижная карьера в Совете Федерации была у Г.И.Судакова, находившегося в сенате 30 дней. Самая оригинальная - у В.С.Максутова (см.в главе "Динамика состава"). Самая незаметная - у А.Н.Цапина, который находился в Совете Федерации 2,5 месяца, но так и не вошел ни в один из комитетов. Правда, в этом он не рекордсмен: А.М.Тулеев впервые вступил в Комитет после того, как пробыл членом палаты почти 4 месяца, а после возвращения в парламент не спешил с выбором комитета более 5 месяцев. А.И.Лебедь более двух лет после своего избрания не вступал в комитеты Совета Федерации.
В двух случаях на должности, дающей членство в Совете Федерации, сменились по 4 человека: это председатели Думы Приморского края и председатели Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. Один из двухпалатных парламентов, а именно - Законодательное Собрание Карелии, в Совете Федерации представляли 4 человека.
Так и не стал членом Совета Федерации председатель Сахалинской областной Думы Н.П.Светкин, занимавший эту должность в январе - феврале и июне - октябре 1996 года (причина - судебное дело о восстановлении в должности его предшественника В.С.Максутова, см.в главе "Динамика состава").
Старейший по возрасту член Совета Федерации - А.Х.Галазов (15 октября 1929, сложил полномочия 18 февраля 1998), он открывал и вел первое заседание палаты 23 января 1996, следующий за ним - М.М.Магомедов (15 июня 1930), затем - Ю.С.Маточкин (18 октября 1931, сложил полномочия 13 ноября 1996), В.А.Стародубцев (25 декабря 1931), В.И.Хубиев (26 марта 1932, сложил полномочия 2 июля 1999). Самый молодой - Ш.В.Кара-оол (18 июля 1966), затем - В.Г.Малеев (28 мая 1964), А.В.Артеев (11 февраля 1964), Е.Э.Михайлов (17 марта 1963), К.Н.Илюмжинов (5 апреля 1962), Ю.В.Власов (22 июня 1961, сложил полномочия 25 декабря 1996), А.Г.Крутиков (12 июня 1961), М.М.Прусак (23 февраля 1960).
Наибольший непрерывный стаж в качестве первого лица региона (включая должность первого секретаря обкома КПСС) - у А.А.Джаримова, Ю.А.Спиридонова и М.Ш.Шаймиева (с 1989), прерывный - у Е.С.Строева (1985-1989, с 1993). Если учитывать и должности второго лица - наибольший непрерывный стаж был у В.И.Хубиева (1979-1999), прерывный - у В.А.Бирюкова (1979-1980, с 1990).
Среди членов Совета Федерации по должности было 4 Ивановых (в том числе 2 Игоря), 3 Волковых, по 2 Анисимовых, Ефремовых, Лебедей, Михайловых, Савченко, Семеновых, Смирновых и Харитоновых.

СРОК ПОЛНОМОЧИЙ

Срок полномочий Совета Федерации не ограничен: смена его состава происходит постепенно, по мере смены руководства в субъектах Федерации.

Совет Федерации в своем Регламенте, принятом 6 февраля 1996, определил, что:
- Срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
- Полномочия члена Совета Федерации прекращаются в случае прекращения его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
- Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены также в иных случаях, установленных федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации.
- Полномочия члена Совета Федерации начинаются, прекращаются или подтверждаются с момента принятия Советом Федерации решения о признании, прекращении или подтверждении полномочий члена Совета Федерации в порядке, установленном Регламентом.
- Решение о признании, прекращении или подтверждении полномочий члена Совета Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Существовала неопределенность в вопросе о том, в какой мере на членов Совета Федерации распространялся Федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (3-фз от 8 мая 1994). Закон, принятый в расчете на выборный, а не автоматический способ формирования Совета Федерации, предусматривал, что полномочия депутата Совета Федерации прекращаются досрочно в случаях:
а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;
б) утраты депутатом гражданства Российской Федерации;
в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
г) признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
д) объявления гражданина, являющегося депутатом, умершим решением суда, вступившим в законную силу;
е) смерти депутата.
Во всех указанных случаях решение о прекращении полномочий депутата принимается Советом Федерации и оформляется постановлением, в котором определяется день, с которого прекращаются полномочия депутата (Ст.4 Закона о статусе депутата).

В результате дискуссии по поводу снятия Президентом с должности глав администраций Белых и Балакшина 22 февраля 1996 Совет Федерации поручил Комитетам по конституционному законодательству и по делам Федерации разработать законопроект о статусе члена Совета Федерации.
21 февраля 1997 проект закона о статусе членов обеих палат парламента внесен в Государственную Думу от имени 12 членов Совета Федерации из Комитета по конституционному законодательству и 19 депутатов Государственной Думы из комитетов по Регламенту и по законодательству.

Новый Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" N133-фз от 5 июля 1999) установил, что срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а срок полномочий представителя двухпалатного законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации определяется совместным решением обеих палат.
По новому закону полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно в случаях:
а) утраты гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;
б) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации;
в) признания члена Совета Федерации недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
г) признания члена СФ безвестно отсутствующим либо умершим решением суда, вступившим в законную силу;
д) смерти члена Совета Федерации;
е) призыва члена СФ на военную службу с его согласия.

Поправки к Регламенту Совета Федерации от 11 ноября 1999 установили, что полномочия члена СФ начинаются со дня его избрания на должность главы законодательного (представительного) органа или со дня официального вступления в должность главы исполнительной власти, а полномочия представителя двухпалатного органа - со дня принятия совместного решения палат. Полномочия члена СФ прекращаются со дня прекращения его полномочий в регионе либо совместного решения палат.

Изменение принципа формирования Совета Федерации в августе 2000 года потребует внесения изменений в закон о статусе и в Регламент палаты.


Дальше: Динамика состава Совета Федерации

"Федеральное Собраниe: Совет Федерации, Государственная Дума". - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", Фонд развития парламентаризма в России, 1996-2000. Электронная версия, 1997-2000

© Г.В.Белонучкин, 1996-2000 (diogen@online.ru)