ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT] СФ-1996
По состоянию на 8 сентября 2000

Регламент и кворум в Совете Федерации
"губернаторско-спикерского" созыва,
сформированном 23 января 1996

РЕГЛАМЕНТ


Регламент первого заседания нового Совета Федерации был подготовлен рабочей группой и утвержден Советом Федерации 23 января 1996.
На первом заседании Совет Федерации принял решение создать Временную комиссию по Регламенту и Комиссию по Регламенту и парламентским процедурам, которые должны были заседать одновременно в разных кабинетах. В результате Комиссия по Регламенту была сформирована только в феврале.
Постоянный Регламент Совета Федерации разработан Редакционной комиссией, избранной на первом заседании, и утвержден палатой 6 февраля 1996. Регламент состоит из трех частей, 27 глав, 232 статей.
10 апреля 1996 в Регламент внесены поправки, уточняющие редакцию некоторых статей, а также определяющие порядок назначения судей. Определено, что тайное голосование по назначению судей может по решению палаты проводиться с помощью электронной системы.
26 июня 1996 в Регламент внесены 32 поправки. В частности: вопрос о проведении поименного голосования исключен из перечня процедурных вопросов в статье 72; регламентирован порядок назначения заместителей Генерального прокурора; сокращены некоторые полномочия аппарата (право сотрудников аппарата быть членами согласительных комиссий, исключение из повестки дня законов, на которые не представлено заключение Правового управления); расширены полномочия Председателя палаты (днем принятия закона к рассмотрению считается день подписания соответствующего распоряжения председателем палаты или его заместителем).
26 декабря 1996 поправкой к статье 50 своего Регламента Совет Федерации, вслед за Думой, перенес парламентские каникулы на 15 суток раньше; в статье 72 предусмотрел возможность принятия решений по процедурным вопросам без голосования при отсутствии возражающих; в статье 111 и новой статье 110-1 уточнил порядок прохождения законов, связанный с 14-дневным сроком; поправкой к статье 178 уточнил, что обязанность рассматривать назначение судей в 14-дневный срок относится только к Конституционному Суду и для этого может быть создано внеочередное заседание палаты.
23 января 1997 постановлением "Об учреждении Почетной грамоты Совета Федерации" внесены поправки в статьи 10 и 11, добавляющие к функциям Председателя палаты и его заместителей награждение Почетной грамотой.
11 июня 1997 Совет Федерации рассмотрел вопрос "О подготовке новой редакции Регламента" и принял постановление, в котором поручил Комиссии по Регламенту подготовить к сентябрю не новую редакцию Регламента, а постановление о внесении изменений и дополнений в действующий Регламент.
24 декабря 1997 в Регламент внесены поправки, связанные с ликвидацией Мандатной комиссии и передачей ее полномочий Комиссии по Регламенту и парламентским процедурам. 25 декабря Совет Федерации заслушал информацию о работе над поправками к Регламенту и признал целесообразным вносить их после принятия нового закона о статусе члена СФ и депутата Госдумы.
13 марта 1998 в Регламент внесены 14 поправок, связанных в основном с проведением на пленарных заседаниях палаты "правительственного часа", а также с другими аспектами взаимодействия палаты и ее членов с Правительством. Часть первая Регламента дополнена главой 8-1, посвященной "правительственным часам".
10 июля 1998 приняты поправки, уточняющие полномочия Председателя СФ в связи с появлением нового класса законов - о поправках к Конституции, добавлена новая глава - 13-1 - о порядке принятия этих законов. Минимальная численность комитета СФ сокращена с 10 до 8 человек.
2 декабря 1998 отдельным постановлением в Совете Федерации создан Совет палаты.
27 января 1999 в Регламент внесена глава 2-1 "Совет палаты" и связанные с созданием Совета изменения в некоторые статьи. Уточнены формулировки кворума для решения процедурных вопросов - вместо "от числа присутствующих" - "от числа принявших участие в голосовании".
9 июня 1999 принята новая редакция части 1 статьи 10 (полномочия Председателя СФ), внесены изменения в ряд других статей. Изменен порядок созыва внеочередных заседаний: бывшее у субъектов РФ и у комитетов палаты право инициирования внеочередных заседаний обусловлено согласием одной пятой членов Совета Федерации, причем решение комитета, инициирующее созыв внеочередного заседания, должно быть принято двумя третями состава комитета.
11 ноября 1999 принята новая редакция статей 4 (о сроке полномочий члена Совета Федерации), 5 (о прекращении и подтверждении полномочий), 6 (о неприкосновенности члена СФ); добавлены статьи 7-1 и 14-1, устанавливающие срок полномочий Председателя СФ, его заместителей, председателей Комитетов и их заместителей - до переизбрания в регионе, а поправкой к статье 230 определено, что эти нормы не приобретают обратной силы; одновременно принято решение, что для досрочной отставки руководителей палаты и комитетов требуется 2/3 голосов в палате и комитетах; изъяты статьи 28 и 29 - об упраздненной Мандатной комиссии; добавлена глава 8-2 - о парламентских запросах.
19 апреля 2000 внесены поправки в статьи 163 и 164 (вместо пятидневного срока для рассмотрения вопроса об использовании Вооруженных Сил за пределами РФ предусмотрено рассмотрение вопроса на ближайшем заседании), добавлена статья 192-1 (о присяге Генпрокурора), добавлена глава 25-1 (о порядке рассмотрения проектов договоров о разграничении полномочий между федеральным центром и регионами).
17 мая 2000 уточнены формулировки ст.58, 59, 62 - о регламенте выступлений членов Совета Федерации. Указано, что председательствующий вправе продлять время для выступления, но не более чем на 3 минуты.
7 июня 2000 ст.4 Регламента дополнена требованием о том, что документы, являющиеся основаниями для подтверждения или прекращения полномочий члена СФ, направляются в Совет Федерации в пятидневный срок. Поправка внесена по требованию сенаторов, недовольных тем, что ушудший в "предвыборную отставку" губернатор Самарской области Константин Титов продолжал использовать служебные полномочия члена СФ в избирательной кампании.
Текст Регламента первого заседания Совета Федерации опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 1996, N 5, ст.418.
Текст Регламента Совета Федерации опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 1996, N 7, ст.655; последующие поправки - в СЗ РФ, 1996, N 16, ст.1774; N 27, ст.3204; 1997, N 1, ст.45, N 5, ст.629; 1998, N 1, ст.8, N 12, ст.1389, N 29, ст.3475; 1999, N6, ст.762, N24, ст.2921, N47, ст. 5630, 2000, N17, ст.1797, N21, ст.2137, N24, ст.2462.

КВОРУМ

Кворум для правомочности проведения заседания Конституцией не установлен и определяется Регламентом палаты. Совет Федерации первого созыва вначале (11 января 1995) установил кворум в 2/3 от числа избранных депутатов, а 21 июля 1995 снизил его до простого большинства от общего числа депутатов (т.е. 90 человек). Такой же кворум (простое большинство) установлен в новом Совете Федерации вначале Регламентом первого заседания, а затем - постоянным Регламентом.
Кворум для принятия решений установлен Конституцией ("большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации" - ст.102 - за исключением случаев, специально предусмотренных другими статьями Конституции). Формулировку "большинство от общего числа" можно было истолковать по-разному: как число мандатов (включая вакантные) или как число реально существующих депутатов. В апреле 1995 Конституционный Суд по запросу Государственной Думы постановил считать общим числом депутатов Государственной Думы число мандатов - 450. Совет Федерации первого созыва по аналогии сделал вывод, что общим числом депутатов Совета Федерации следует считать 178.
Кворум для решения процедурных вопросов установлен Регламентом Совета Федерации. Процедурными считаются вопросы, перечисленные в статье 72 Регламента. В соответствии с поправками к Регламенту от 26 декабря 1996 допускается принятие процедурных решений без голосования - par acclamation.
Вопрос о возвращении к рассмотрению закона, решение по которому было принято на текущем заседании, не считается процедурным. Новым Регламентом Совета Федерации (ст.113) предусмотрено, что решение вернуться к рассмотрению закона означает отмену ранее принятого по нему решению и принимается "в порядке, в котором принималось отменяемое решение". В истолковании первого председателя Комиссии по Регламенту В.В.Деревянко это означает, что законы, принятые квалифицированным большинством или наоборот, не набравшие квалифицированного большинства, могут быть рассмотрены снова на том же заседании, только если решение о возвращении к рассмотрению вопроса будет принято таким же квалифицированным большинством.
Еще одно новшество, предусмотренное статьей 73 Регламента: право членов Совета Федерации от одного субъекта Федерации передавать друг другу право решающего голоса по всем вопросам, кроме решаемых тайным голосованием, "при наличии доверенности, оформленной в установленном решением Совета Федерации порядке". Правда, эта норма так и не начала действовать, поскольку порядок передачи голоса палатой до сих пор не установлен.
Советом Федерации первого созыва был установлен кворум в 2/3 для лишения депутата неприкосновенности, что предусмотрено законом о статусе депутата, но противоречит ч.3 ст.102 Конституции. В Регламенте нового Совета Федерации предусмотрено решение вопроса простым большинством.

ДЛЯ ПРАВОМОЧНОСТИ ЗАСЕДАНИЯ

Простое большинство от общего числа - 90 (ст.47 Регламента Совета Федерации)

ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Одна пятая от принявших участие в голосовании,
но не менее 18

Для принятия решения о поименном голосовании (ст.78 Регламента в ред. от 27 января 1999)

Простое большинство от принявших участие в голосовании,
но не менее 46
Для решения процедурных вопросов (ст.72 Регламента в ред. от 27 января 1999)
Для принятия решения о способе проведения голосования (ст.71 Регламента в ред. от 27 января 1999)

Простое большинство от общего числа - 90
Для принятия постановлений, других решений во всех случаях, когда Регламентом не установлена другая норма (ст.102 Конституции, ст.72 Регламента)
Для одобрения федеральных законов (ст.105 Конституции, ст.112 Регламента)

3/5 от общего числа - 107
Для созыва Конституционного собрания (ст.135 Конституции)

2/3 от общего числа - 119
Для отрешения от должности Президента (ст.93 Конституции, ст.176 Регламента)
Для одобрения федеральных законов, отклоненных Президентом (ст.107 Конституции, ст.128 Регламента)
Для досрочной отставки председателя палаты или его заместителя (ст.12 Регламента)

3/4 от общего числа - 134
Для одобрения федеральных конституционных законов (ст.108 Конституции, ст.135 Регламента)
Для одобрения законов о поправках к Конституции (ст.136 Конституции)

"Федеральное Собраниe: Совет Федерации, Государственная Дума". - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", Фонд развития парламентаризма в России, 1996-2000. Электронная версия, 1997-2000

© Г.В.Белонучкин, 1996-2000 (diogen@online.ru)