ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT] СФ I СОЗЫВА

Соотношение политических сил
в Совете Федерации первого созыва
(1994-1996).
Некоторые результаты голосований

В Совет Федерации было избрано около 40 человек, поддержанных блоком "Выбор России" и около 30 убежденных оппозиционеров (в том числе 12 членов КПРФ).
42 депутата - главы администраций субъектов Федерации, 36 из которых назначены на должность Ельциным (но после избрания их в Совет Федерации он может снять их с должности только с санкции палаты). Большинство депутатов, представляющих властные структуры субъектов Росийской Федерации, особенно - республик, руководствуются при голосованиях интересами своего региона и не поддаются классификации в соответствии с принятой в центре системой политических координат. К тому же депутаты проявляют существенно разную степень оппозиционности при открытом и при тайном голосовании.
В 1994 году оппозиция (в широком смысле) собирала в Совете Федерации от 30 (при поименном голосовании) до 80 (при тайном голосовании) голосов. Президент Ельцин мог твердо расчитывать на 65 - 70 голосов.

В 1994 году (до начала чеченской войны) расстановка сил выглядела примерно так:
Применяемые в следующих четырех абзацах термины: демократы, центристы, оппозиция представляют собой самоназвания трех основных политических направлений современной России. Вопрос о правомерности этих названий в данном контексте выносится за скобки.
Демократов (в российском понимании этого слова) в Совете Федерации около 45. Их список на 80 % совпадает со списком кандидатов, поддерживаемых блоком "Выбор России", опубликованном накануне выборов в "Аргументах и фактах" (за вычетом центристов, включенных в список поддержки ВР как наименьшее из зол, с добавлением нескольких глав администраций и демократов, конкурировавших в своих округах с еще более правоверными демократами). Примерно 15 из них, в принципе поддерживая курс реформ Ельцина - Гайдара, оказались в оппозиции Президенту Ельцину по ключевым политическим вопросам, таким как назначение Генерального прокурора или подписание Договора об общественном согласии.
Центристов, то есть сторонников политического и экономического курса, который принято связывать с именами В.Черномырдина и С.Шахрая (лояльный центр) или Ю.Скокова (нелояльный центр), в Совете Федерации около 30. "Нелояльным центром" можно назвать 15-20 из них, которые придерживаются примерно тех же или еще более прорыночных взглядов, но в меньшей степени настроены на сотрудничество с Ельциным.
Оппозиция (т.е. коммунисты, национал-патриоты, аграрники и их нынешние союзники) представлена 31 депутатом Совета Федерации. В том числе 13 из 14 коммунистов, 4 национал-патриота, 14 аграрников, левых социалистов и беспартийных оппозиционеров.
Остальные 70 депутатов либо не проявляют ярко выраженной политизированности либо являются руководителями субъектов Федерации, и тогда их позиция в большей степени определяется взаимоотношениями с федеральными властями, чем политическими взглядами. Половина из них иногда проявляет свою нелояльность Президенту, например - подписанием требования об отставке Правительства или голосованием по вопросу о Генеральном прокуроре.

Летом 1994 автор составил классификацию депутатов Совета Федерации по политическим направлениям, которая не публиковалась до ноября 2000 года, т.е. до выставления в Интернет на этом сайте.

В середине 1994 в Совете Федерации сформировалось оппозиционное депутатское объединение "Конструктивное сотрудничество". Годом позже произошла легализация "партии власти" в лице движения "Наш дом - Россия", возглавленного премьером В.Черномырдиным.
За этот период неоформленные группировки "демократов" и "центристов" полностью размылись, что, по мнению автора этого справочника, можно отчасти объяснить следующими причинами. "Выбор России" и ПРЕС полностью утратили надежду на роль "партии власти", на которую претендовали в конце 1993 - начале 1994, но, в то же время, не стали оппозицией. Тем временем возрос личный "политический вес" сенаторов (можно заметить, например, конкуренцию политических партий и движений за включение депутатов Совета Федерации в свои предвыборные списки в 1995 году). При обсуждении таких спорных вопросов, как чеченская война, вопрос о способе формирования Совета Федерации и др., депутаты проявляли множество различных подходов, появлялись новые союзы и новые линии противостояния. Какая-либо однозначная классификация по политико-идеологическим признакам стала совершенно невозможной. Более или менее устойчивыми группировками остались "Конструктивное сотрудничество" и неоформленная "партия власти", каждая из которых имеет около четверти голосов в палате.

1. Тайное голосование по избранию спикера
В первые дни, когда решался вопрос об избрании председателем палаты Владимира Шумейко, фактически - кандидата от Президента, Правительства и "Выбора России", выявился небольшой перевес сторонников Президента. Шумейко получал в разных турах голосования от 78 до 98 голосов, его основной соперник национал-патриот Петр Романов - от 67 до 79.
2. Тайные голосования по кандидатуре Генерального прокурора
Следующим крупным политическим вопросом была отставка не угодившего Президенту Генерального прокурора А.И.Казанника и назначение на эту должность А.Н.Ильюшенко. В этом вопросе на стороне Казанника помимо оппозиции активно выступили члены Движения "Демократическая Россия" А.Мананников, Е.Мизулина, В.Курочкин, в целом разделяющие политику реформ, но потребовавшие от Президента в данном случае соблюдать Конституцию. Для принятия решения по этим вопросам требовалось 90 голосов.
6 апреля 1994 за отставку Казанника проголосовало 68 депутатов, против - 74. В Администрации Президента восприняли это "с сожалением".
25 апреля 1994 Казанник добровольно ушел в отставку, принятую Советом Федерации подавляющим большинством голосов. В тот же день за предложенную Президентом кандидатуру Ильюшенко проголосовало 65 депутатов, против - 72.
5 октября 1994 по предложению В.Стародубцева, поддержанному И.Костоевым, голосовалось предложение включить в повестку дня вопрос "о неисполнении Советом Федерации конституционных обязанностей по назначению Генерального прокурора". Предложение не прошло: за - 85 голосов, против - 21, воздержалось 7.
24 октября 1994 при повторном голосовании по кандидатуре Ильюшенко к агитации за него присоединились некоторые прежние противники его назначения на эту должность. Но его кандидатура опять не прошла: за назначение Ильюшенко Генеральным прокурором проголосовало 76 депутатов, против - 72.
3. Поименное голосование по Договору об общественном согласии
Еще один случай проявить свою оппозиционность был у депутатов СФ 25 апреля 1994, когда на поименное голосование было вынесено постановление поручить председателю палаты подписать предложенный Президентом Договор об общественном согласии.
Постановление принято за основу 110 голосами и затем в целом 102 голосами. По итогам двух голосований (за основу и в целом) 23 депутата (Г.Антонов, М.Бесхмельницын, О.Богомолов, А.Волков, И.Гладков, Л.Иванова, Л.Иванченко, Г.Карелова, Л.Коротков, В.Овсянников, П.Романов, А.Рябов, В.Сергеенков, О.Смолин, В.Спиридонов, В.Стародубцев, В.Стуров, А.Суриков, В.Тихомиров, А.Тулеев, П.Ширшов, П.Штейн, Ю.Щапов) проголосовали хотя бы в одном случае против. Девять депутатов (П.Голышев, П.Горбунов, Н.Кондратенко, А.Копсов, О.Королев, В.Любимов, М.Рахимов, Л.Саблин, А.Филатов) хотя бы в одном случае воздержались.
4. Поименное голосование по военному бюджету
21 июня 1994 СФ принял обращение к депутатам Государственной Думы с просьбой увеличить военный бюджет с 37 до 55 триллионов рублей. За обращение проголосовали 102 депутата, против - 9 (А.Асланиди, А.Асочаков, В.Булгаков, В.Кара-Сал, Е.Крестьянинов, Б.Немцов, Ш.Ооржак, Л.Побединская, Ю.Черниченко), воздержались 3 (А.Джаримов, М.Черниченко, В.Шутеев).
5. Поименное голосование об обращении в Конституционный Суд по поводу Указа Президента о борьбе с бандитизмом
23 - 24 июня 1994 Совет Федерации обсуждал Указ Президента о борьбе с бандитизмом и организованной преступностью. Предложено 5 вариантов постановления по этому вопросу, ни один из которых не прошел. На поименное голосование поставлено предложение обратиться в Конституционный Суд с запросом о конституционности Указа Президента. За это проголосовало 64 человека, что недостаточно, чтобы отправить запрос от имени палаты в целом, но достаточно, чтобы направить такой вопрос от имени группы депутатов, составляющей более 1/5 состава палаты (т.е. более 36 человек). Против обращения в КС проголосовали 11 депутатов (А.Асланиди, А.Воробьев, Н.С.Егоров, А.Ковалев, И.Костоев, Л.Кураков, Е.Мизулина, В.Хлыстун, Г.Черкесов, Ю.Черниченко, Ю.Щапов). Четверо воздержались, остальные не голосовали.
6. Обращение к Государственной Думе с предложением выразить недоверие Правительству
28 июля 1994 Петр Романов предложил Совету Федерации обратиться к Государственной Думе с предложением выразить недоверие Правительству. За это проголосовало 53 депутата (30% состава палаты) и обращение от имени Совета Федерации в целом не состоялось.
После этого 32 депутата Совета Федерации от своего имени направили письмо в адрес Председателя Государственной Думы И.Рыбкина с предложением рассмотреть вопрос о недоверии Правительству. В письме говорится, что "Критическое положение подавляющей части населения, обвальный спад производства и, как следствие, крах экономики, развал военно-промышленного комплекса и потеря обороноспособности, галопирующая инфляция и разворовывание народной собственности под видом 'приватизации' ... - следствие непрофессионализма Правительства". Авторы письма возлагают на Правительство и лично министров Шахрая, Грачева, Ерина, Дубинина ответственность за неисполнение решений по урегулированию осетино-ингушского конфликта. Письмо заканчивается следующим выводом: "Становится ясно, что Правительство Российской Федерации не способно и не желает справляться с внутригосударственными проблемами и доверять управление страной ему больше нельзя."
Письмо подписали 22 члена объединения "Конструктивное сотрудничество" (Г.Антонов, П.Горбунов, Л.Григорьева, А.Епимахов, Л.Иванова, Л.Иванченко, С.Корепанов, Ю.Лодкин, В.Любимов, Е.Павлов, А.Пономарев, П.Романов, А.Рябов, Л.Саблин, В.Стародубцев, В.Стуров, А.Суриков, А.Титкин, А.Цветков, В.Цветков, П.Ширшов, П.Штейн), а также председатель Комитета по Конституционному законодательству И.Костоев, председатель аграрного комитета В.Зволинский, М.Бесхмельницын, В.Булгаков, А.Воробьев, М.Исаев, Л.Побединская, П.Премьяк, В.Сидоренко, В.Худяев.
7. Запрос о правомерности назначения и.о.Генерального прокурора
11 апреля 1995 по предложению Г.А.Антонова голосовался вопрос о включении в повестку дня запроса в Конституционный Суд о проверке конституционности указа Президента о назначении и.о.Генерального прокурора. При поименном голосовании это предложение получило 10 голосов за, 25 против, 9 депутатов воздержались. Против проголосовали В.Адров, Ю.Власов, А.Галазов, П.Голышев, Ю.Горячев, В.Десятников, Н.С.Егоров, А.Епимахов, А.Копсов, Е.Кузнецов, А.Кулаковский, С.Левитан, Н.Подгорнов, В.Позгалев, Л.Полежаев, Л.Рокецкий, Ю.Спиридонов, Е.Строев, В.Тарасенко, А.Тяжлов, А.Усс, В.Хубиев, В.Чуб, Ю.Щапов, Э.Эстерлейн; воздержались А.Беляков, М.Водянов, Н.Жамбалов, Ф.Мухаметшин, Ю.Неелов, В.Петров, А.Филатов, М.Шаймиев, В.Швецов.
8. Вопрос об акционировании "Останкино"
23 мая 1995 на одобрение Совета Федерации представлен Федеральный закон "Об особом порядке приватизации организаций государственного телевидения и радиовещания в РФ", суть которого сводилась к приостановлению процесса передачи первого телеканала акционерному обществу "Общественное российское телевидение". В поддержку закона выступили, в частности представители прямо противоположных политико-идеологических флангов Николай Кондратенко и Юрий Черниченко. Закон получил при поименном голосовании ровно половину - 89 голосов (17 против, 4 воздержались) и при повторном поименном голосовании - 97 голосов (9 против, 6 воздержались). Президент наложил на закон вето.
Оба раза против закона голосовали Н.Гончар, В.Десятников, Н.Подгорнов, Ю.Щапов. В первый раз к ним присоединились А.Асланиди, А.Головатов, С.Иевлев, А.Кулаковский, Ю.Маточкин, В.Петров, В.Позгалев, В.Суслов, В.Чуб, Ю.Комаровский, С.Корепанов, Ю.Неелов, В.Чаптынов (причем четверо последних во второй раз проголосовали "за"). Во второй раз - Е.Ерошин, В.Кара-Сал, Л.Нимаева, В.Тарасенко, Э.Эстерлейн.
Оба раза воздержались А.Беляев и А.Джаримов. В первый раз кроме них воздержались А.Копсов и С.Леушкин (во второй раз оба голосовали "за"). Во второй - Ю.Власов, Е.Ерошин, Е.Краснояров, В.Суслов.

  • Соотношение политических сил в Совете Федерации, сформированном 23 января 1996

    "Федеральное Собраниe: Совет Федерации, Государственная Дума". - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", Фонд развития парламентаризма в России, 1994-1996. Электронная версия, 2000

    © Г.В.Белонучкин, 1994-2000 (diogen@online.ru)