ПОЛИТИКА[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT] ДУМА III СОЗЫВА
По состоянию на 8 сентября 2000

Регламент и кворум
в Государственной Думе III созыва
(2000-. . .)

РЕГЛАМЕНТ

Регламент достался Государственной Думе третьего созыва в наследство от предшествующей Думы.
Исходный текст действующего Регламента был принят Думой второго созыва 22 января 1998 года. Поправки в Регламент вносились Думой второго созыва 15 апреля, 19 июня, 16 июля, 23 октября, 4 декабря 1998, 21 апреля, 21, 29 сентября, 26 ноября 1999.
Текст Регламента Государственной Думы опубликован в "Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации", 1998, N 6, ст.277 и в "Собрании законодательства Российской Федерации", 1998, N 7, ст.801; последующие поправки - в "Собрании законодательства Российской Федерации", 1998, N 16, ст.1828, N 26, ст.3048, N 30, ст.3699, N 44, ст.5441, N 52, ст.6348, 1999, N 17, ст.2111, N 39, ст.4588, N 43, ст.5176, N 49, ст.5965, N 50, ст.6099.
На первом заседании новой Думы 18 января 2000 депутат Е.Б.Мизулина (точно так же, как на первом заседании Думы второго созыва 16 января 1996) усомнилась в том, что действие Регламента распространяется на новый состав Думы. В порядке исполнения заранее внесенного в повестку пункта "О Регламенте Государственной Думы", 398 голосами при 2 против Дума приняла постановление N1-III ГД, которым подтвердила действие Регламента "за исключением части первой статьи 20" (список комитетов).
Первая поправка в Регламент внесена Думой третьего созыва 19 января 2000. Принята новая редакция части первой статьи 20, содержащей список комитетов Думы.
16 февраля 2000 поправкой к статье 20 Регламента Комитет по государственному строительству переименован в Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству. Соответствующее постановление N 78-III ГД в "Собрании законодательства" опубликовано не было, поскольку оно уже 18 февраля было отменено новым постановлением Думы.
23 февраля 2000 депутаты С.Н.Юшенков и Б.Б.Надеждин по поручению фракции СПС внесли пакет поправок, "направленных на защиту прав меньшинства". В пакете 5 поправок: отмена прений при выборах Председателя Думы, в которых участвуют только фракции и группы, выдвинувшие кандидатов (ст.8), изменение кворума для проведения заседаний с большинства на 2/3 депутатов (ст.44), предоставление слова в прениях по требованию не менее одной пятой депутатов (ст.59); принятие решений по процедурным вопросам одной пятой с некоторым сокращением списка процедурных вопросов (ст.84) и отмена возможности утверждения кандидатуры премьера открытым голосованием (ст.146).
15 марта 2000 статья 20 Регламента дополнена Комитетом по делам ветеранов, а Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов переименован в Комитет по труду и социальной политике.
17 мая 2000 рассматривался проект поправки к Регламенту, предоженный П.Т.Бурдуковым (АПГ) - о праве Совета Думы снимать законопроекты с рассмотрения в случае неявки докладчика - представителя субъекта права законодательной инициативы. Комитет по Регламенту, Е.Б.Мизулина (Яблоко) и полномочный представитель Президента назвали поправку антиконституционной, и автор снял ее с рассмотрения.
19 мая 2000 переформулирована ч.2 ст.109: внесены слова "как правило", относящиеся к 45-дневному сроку направления законопроектов по предметам совместного ведения в субъекты Федерации.
2 июня 2000 принята новая редакция ст.16-18 - о порядке регистрации фракций и депутатских групп. Одним из оснований для регистрации фракции признано наличие заявлений о вхождении во фракцию от всех депутатов, а не только от примкнувших к фракции одномандатников. Одним из оснований прекращения членства в депутатском объединении признана подача заявления о вхождении во вновь образуемую депутатскую группу. Отменена ежегодная (в сентябре) перерегистрация депутатских объединений и следующее за ней решение Комитета по Регламенту о пересмотре штата аппаратов депутатских объединений. Решение о прекращении деятельности группы через месяц после снижения ее численности до количества менее 35 депутатов принимается Комитетом по Регламенту, а не Думой в целом. Из статьи 17 выпали оба упоминания о передаче сведений о составе депутатских объединений средствам массовой информации.
28 июня 2000 приняты поправки к статьям 18, 137-140 Регламента. Из статьи 18 исключено положение о возможности одновременного прекращения полномочий депутата, избранного по списку, и признания полномочий следующего депутата по списку, которое противоречит процедуре Закона о выборах в Думу (признание полномочий нового депутата Центризбиркомом). В статьях 137-140 (внесение поправок в Конституцию) полномочия бывшего Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе заменены соответствующими совместными полномочиями Комитета по законодательству и Комитета по государственному строительству.
6 июля 2000 рассмотрены 2 поправки к Регламенту, внесенные В.В.Гребенниковым (ОВР). Согласно первой из них - к статье 94 Регламента - на постановления Думы, "имеющие организационный, технико-юридический или протокольный характер ( о принятии федерального закона, о принятии заявления Государственной Думы, о признании или прекращении депутатских полномочий, об избрании или назначении и об освобождении должностных лиц, избираемых или назначаемых Государственной Думой, об изменениях в составе комитетов или комиссий Государственной Думы и т.п.)" заключение Правового управления требуется только в том случае, если у Управления есть замечания, в обычном случае проект визируется начальником Управления или одним из его заместителей. Само Правовое управление поддержало поправку за исключением пункта о заявлениях и обращениях Думы. Вторая поправка - к статье 132 - о возможности создания согласительной комиссии после неудачного голосования о преодолении вето Совета Федерации. Комитет по Регламенту высказался против обеих поправок и они были провалены (первая - 36:140:5, вторая - 38:125:4). Чуть позже Дума по предложению В.Я.Комиссарова (Единство) вернулась ко второй поправке и приняла ее за основу.
7 июля 2000 поправка Гребенникова была принята в целом - в статье 132 добавлено положение о возможности создания согласительной комиссии после неудачного голосования о преодолении вето Совета Федерации.

Принятые Думой третьего созыва поправки к Регламенту (кроме поправки от 16 февраля 2000, отмененной 18 февраля 2000) опубликованы в "Собрании законодательства Российской Федерации", 2000, N 4, ст.365, N 13, ст.1326, N 22, ст.2283, N 24, ст.2529, N28, ст.2925, N30, ст.3128.


КВОРУМ

Кворум для правомочности проведения заседания Конституцией не установлен и определяется Регламентом палаты. С самого начала существования Думы (январь 1994) был установлен кворум, равный простому большинству голосов.
Кворум для принятия решений установлен Конституцией ("большинством голосов от общего числа членов Государственной Думы" - ст.103 - за исключением случаев, специально предусмотренных другими статьями Конституции). Формулировку "большинство от общего числа" можно было истолковать по-разному: как число мандатов (включая вакантные) или как число реально существующих депутатов. В апреле 1995 Конституционный Суд по запросу Государственной Думы постановил считать общим числом депутатов Государственной Думы число мандатов - 450.
Кворум для решения процедурных вопросов установлен Регламентом Государственной Думы. Процедурными считаются вопросы, перечисленные в статье 74-1 Регламента.

ДЛЯ ПРАВОМОЧНОСТИ ЗАСЕДАНИЯ

Простое большинство от общего числа - 226 (ст.41 Регламента Государственной Думы)

ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Простое большинство от участвующих в голосовании
Для решения процедурных вопросов (ст.74-1 Регламента)

Простое большинство от общего числа - 226
Для принятия постановлений (ст.103 Конституции, ст.74-1 Регламента)
Для принятия федеральных законов (ст.105 Конституции, ст.116, 126, 180 Регламента)
Для выражения доверия или недоверия Правительству (ст.143 и 146 Регламента)

2/3 от общего числа - 300
Для принятия федеральных законов, отклоненных Советом Федерации (ст.105 Конституции, ст.122 Регламента)
Для принятия в прежней редакции федеральных законов, отклоненных Президентом (ст.107 Конституции, ст.126 Регламента)
Для одобрения федеральных конституционных законов (ст.108 Конституции, ст.116 Регламента)
Для одобрения законов о поправках к Конституции (ст.136 Конституции, ст.132, 133 Регламента)
Для выдвижения обвинения против Президента для отрешения его от должности (ст.93 Конституции, ст.167 Регламента)

3/5 от общего числа - 270
Для созыва Конституционного собрания (ст.135 Конституции, ст.129 Регламента)

  • Регламент и кворум в Думе первого созыва
  • Регламент и кворум в Думе второго созыва

    "Федеральное Собраниe: Совет Федерации, Государственная Дума". - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", Фонд развития парламентаризма в России, 2000. Электронная версия, 2000

    © Г.В.Белонучкин, 2000 (diogen@online.ru)