П О Л И Т И К А[AUTO|WIN|KOI|DOS|MAC|LAT]diogen@glasnet.ru

Внеочередные заседания Государственной Думы
в августе 1998

("антикризисный пакет")

  • Первый день: В пятницу 21 августа Дума приняла за основу общеполитическое постановление, предложила Президенту добровольно покинуть пост, осудила афгано-суданские бомбардировки, приняла три запроса в Конституционный Суд - по указу 854 (ставки земельного налога), постановлению 786 (НДС по отгрузке), постановлению 800 (дополнительный сбор в Пенсионый фонд) - и четыре постановления о согласительных комиссиях по законам, отклоненным Советом Федерации - из них три атомно-космических, а один - избирательный. Последний - о сокращении "ценза политичности" для избирательных объединений - дамокловым мечом нависает над депутатами, т.к. без его подписания в случае досрочных выборов ни одна партия будет не вправе выдвигать свой федеральный список.
    Правда, теперь досрочные выборы вроде бы и не грозят. В отличие от мушкетеров, сожалевших 20 лет спустя о своем неконструктивном отношении к кардиналу Ришелье, депутаты получили возможность исправить ошибку и триумфально вернуть на свое место лучшего премьера всех времен и народов с новым коалиционым Правительством. А раз так - потребуется какая-то дополнительная страховка от досрочных выборов - например, активизация процедуры импичмента.
    Повестка дня на следующее заседание, вероятно, будет пересмотрена Советом Думы в пятницу 28 августа. До отставки Правительства проект повестки (заседание планировалось на вторник 25 августа) выглядел так: 10.30-12.00 Второе чтение пяти законов, оставшихся с июля: о подоходном налоге (докладчик - Н.П.Данилова), занятости (С.В.Калашников), социальной помощи (он же), порядке изменения и увеличения пенсий (И.С.Аничкин), государственном регулировании энерготарифов. 12.30-18.00 Первое чтение десяти новых законов - о передаче 20% подоходного налога в федеральный бюджет; вексельном сборе; поправки к законам о Госналогслужбе (оставлять ей процент с собранных налогов); введение пошлины на ввоз валюты и др. Список законов, предложенных Правительством, приведен А.Мельниковым на Яблочном форуме.
    По идее Дума должна начать с принятия в целом пятничного постановления, но будет ли оно уместным после того, как жизнь ушла далеко вперед? В таких случаях очень много времени на заседании уходит на споры о том, следует ли изымать из текста требование, которое уже выполнено.
    Налоговые законы тоже в некотором роде зависли, т.к. новый и.о.премьера запросил тайм-аут для их изучения.
    Что касается предложения об отставке Дубинина (поправка Илюхина к постановлению) - следует напомнить: Согласно Закону о Центробанке Дума может снять его с должости только по представлению Президента, а Президент может внести такое представление только если найдет в его действиях нарушение федеральных законов о банках (остальные варианты - признание Дубинина безнадежно больным несуществующей Государственной медицинской комиссией, уголовный приговор или добровольная отставка - выглядят еще более невероятно).
    Дальнейшая повестка зависит от результатов ближайшего заседания, т.к. законодательный план Думы на чрезвычайную сессию исчерпывается пятнадцатью вышеуказанными законопроектами.
    Долгий портфель или чего нет в повестке: Закон об акцизе на экологически чистые сорта бензина правительство так и не внесло. Акцизы на крупные автомобили, мобильные телефоны и пейджеры (тексты см. на форуме Яблока или у них же в "темах"), видимо, в повестке появятся, когда пройдут через бюджетный комитет. Нету преодолений последних президентских и сенатских вето. В том числе:
    - президентских вето на законы о снижении акцизов на нефть (вообще-то рост доллара немного компенсировал нефтяникам падение цен, но может этот закон еще "от микрофона", или от нового премьера внесут); о порядке опубликования законов (передающий спикеру Совета Федерации право подписывать законы, когда Президент уклоняется от их подписания), о лотереях (запрещающий частные "лохотроны"); о запрете приватизации стратегических предприятий;
    - сенатских вето на законы об общих принципах госустройства регионов (который зарубили губернаторы, не желая ограничивать сроки своего правления 10 годами), о лицензировании (ограничивающий список лицензируемых видов деятельности и цены, которые Правительство и администрации заламывают за лицензии).
    Совет Федерации планировал собраться для затверждения налоговых законов, которые пройдут через Думу, 28 августа, но теперь все становится непонятным.
  • Бюджетный комитет фильтрует законы. 19 августа думский Комитет по бюджету посвятил преимущественно четырехстраничному постановлению "О социально-экономической и финансовой ситуации в стране", которое ему пришлось готовить по поручению Совета Думы. Депутаты из всех фракций (включая НДР) расходились лишь в том, какими словами ругать Правительство и Центробанк и насколько строгим карам следует обоих подвергнуть. Так было до тех пор, пока в зале не появилась (в сопровождении телекамеры) независимый депутат из другого комитета Г.В.Старовойтова. Она предложила внести в постановление хоть немного конструктива. По ее мнению, Дума должна призвать население не поддаваться панике, не забирать деньги из банков, пусть каждый поможет государству кто чем может. Оживление в зале, случившееся после слов Галины Васильевны о новых русских, которые, откликнувшись на призыв, понесут в казну свои золотые цепи, переросло в бурное продолжительное веселье, поскольку не менее независимый депутат А.М.Макаров немедленно отреагировал фразой из известного анекдота: "Веревку и мыло с собой приносить или там дадут?".
    20 августа комитет обсуждал среди прочего предложение Правительства ввести новый налог - вексельный сбор (зарублено на корню) и новый вариант закона о подоходном налоге. Рабочая группа (А.Д.Жуков, А.Л.Головков, С.Ю.Орлова) предложила убрать по просьбе арбитражных судей абзац о том, что действуют только те льготы, которые перечислены непосредственно в этом законе, и готова была согласиться с июльским требованием коммунистов оставить в покое ныне действующую шкалу подоходного налога. Но все это делу не помогло: именно эта поправка (о сохранении старой шкалы) и не прошла. Комитет согласился с мнением адвоката Макарова: не время вводить налогообложение банковских процентов (а это все, что осталось от закона), когда с банковской системой творится непонятно что. Рассмотрение закона отложено "до прояснения ситуации", т.е. на неопределенный срок. Скорее всего это будет уже закон следующего года, который станет разделом второй части Налогового кодекса.
    Для рассмотрения остальных правительственных проектов бюджетники заседали в субботу 22 августа, как оказалось - зря. Назначенный в воскресенье и.о.премьера В.С.Черномырдин попросил приостановить работу над проектами, т.к. ему необходимо время для их изучения.
    На этом история антикризисного пакета завершилась, а экономический кризис перерос в правительственный.
    "Федеральное Собраниe: Совет Федерации, Государственная Дума".
    - Справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1996. Электронная версия, 1997

    © Г.В.Белонучкин, 1996 (diogen@glasnet.ru)